Методология осуществление подбора и расстановки кадров администрации муниципальных образований – это система научно обоснованных, практически подтвержденных и нормативно закрепленных методов, критериев и процедур реализации отбора и расстановки кадров для замещения должностей в администрации муниципальных образований, позволяющих выделить из числа всех претендентов на вакантную должность специалистов, которые наиболее полно соответствуют требованиям, установленным к такой должности, для эффективной реализации служащими должностных обязанностей и эффективного осуществления администрацией функций публичного управления.
Значение методологии осуществления подбора и расстановки кадров администрации муниципальных образований
Эффективность функционирования всякой организация и, соответственно, эффективность всякой специальной деятельности, в том числе и публичного управления, напрямую зависит от качества методологического обеспечения такой деятельности.
Выработка методологии конкретной сферы публичного управления позволяет научно обосновать и практически подтвердить наиболее эффективные методы, способы, инструменты, процедуры, стратегии, планы и мероприятия, реализация которых позволяет наиболее эффективно решать задачи публичного управления.
Управление кадрами на уровне государства и муниципальных образований также требует специальной научно обоснованной концепции.
Современное демократическое общество требует формирования эффективных инструментов подбора и расстановки служащих на должности в государственных и муниципальных органах. Это в полной мере относится и к формированию кадрового состава высшего органа управления муниципалитетом – администрации муниципального образования.
Актуальным социальным запросом для науки и практики государственного и муниципального управления сегодня является выработка методологии подбора и расстановки кадров, позволяющей решить следующие задачи:
- обеспечить ориентацию служащего не на соблюдение формальных параметров осуществления функциональных обязанностей, но на социально полезный планируемый результат осуществления таких обязанностей;
- сформировать гибкую прозрачную клиентоориентированную систему публичного управления;
- создать кадровые коллективы, которые способны к самоуправлению, сотрудничеству, координации, партнерству с представителями бизнеса, населением, иными структурами публичного управления для эффективного решения задач публичного управления на всех уровнях власти;
- сформировать кадровый коллектив, способный к проектному решению задач публичного управления, к внедрению новых менеджмент-технологий. Это ставит высокие требования не только к специальным знаниям и опыту специальной деятельности претендентов на должности службы, но и требования к личностным характеристикам, таким как инициативность, добросовестность, эффективность, стремление к развитию, умение работать в команде, умение адаптироваться к изменяющимся внутренним и внешним условиям и пр.
Основы методологии осуществления подбора и расстановки кадров администрации муниципальных образований
Научно обоснованные и подтвержденные на практике методы и инструменты осуществления подбора и расстановки кадров администрации муниципальных образований воспринимаются законодателем и реализуются на практике руководством и кадровыми службами муниципальных администраций.
Сегодня кадровая муниципальная политика представляет собой систему мероприятий, которые реализуются для поддержания и развития персонала муниципального управления, установления качества его специальных познаний и опыта работы, личностных характеристик, а также для совершенствования и развития кадрового потенциала муниципальной службы, в том числе в администрации муниципальных образований.
Одной из важнейших методологических основ осуществления подбора и расстановки кадров администрации муниципальных образований является кадровое планирование. Кадровое планирование позволяет определить стратегически важные направления кадровой расстановки и формирования среды для развития кадров и реализации кадрового потенциала администрациями муниципальных образований.
Кадровое планирование реализуется по следующим направлениям:
- планирование в долгосрочной перспективе, что предполагает постановку стратегических целей и задач кадровой политики, установление приоритетных зон развития потенциала персонала администрации муниципального образования;
- тактическое кадровое планирование, которое предполагает постановку целей в среднесрочной перспективе и позволяет перевести стратегические цели в оперативные задачи на конкретном этапе управления;
- кадровое планирование оперативного характера предполагает установление и реализацию комплекса мероприятий для решения конкретной кадровой задачи в определенном периоде.
Второй важнейшей основой методологии осуществления подбора и расстановки кадров администрации муниципальных образований является методология конкурсного отбора. Проблема оптимизации и совершенствования процедуры конкурсного отбора остаются актуальными в науке и на практике последние десятилетия.
При этом активно внедрять новые технологии кадрового отбора в сферу публичного управления, в том числе и на уровне администрации муниципальных образований, не позволяют следующие обстоятельства:
- процедура отбора и расстановки кадров жестко регламентирована федеральным законодательством и в соответствии с ним местным нормотворчеством, что не позволяет руководству администрации и иных органов муниципальных образований использовать новые эффективные методы управления кадрами;
- недостаточная прозрачность конкурсных процедур;
- низкая инновационность используемых процедур отбора.