Методическое и организационные аспекты контроля в сфере государственных закупок – это состав требований и принципиальных основ, в соответствии с которыми организуется и осуществляется контроль государственных закупок, призванный обеспечить соблюдение требований законодательства и предотвратить злоупотребления в данной сфере.
Значение и необходимость контроля в системе государственных закупок
Система государственных закупок выступает одним из факторов экономического развития государства. Государственные закупки представляют собой сложный цикл приобретения товаров и услуг для целей государственного управления и государственных нужд. Эта система включает в себя ряд этапов, к числу которых можно отнести:
- во-первых, выявление потребностей государственного заказчика;
- во-вторых, прогнозирование и планирование объема государственных закупок;
- в-третьих, проведение закупочных процедур;
- в-четвертых, организация исполнения государственного контракта;
- в-пятых, оценка результатов реализации государственных закупок.
Государство является крупнейшим субъектом потребительского рынка. При этом осуществление государственных закупок сталкивается с рядом существенных проблем, к числу которых можно отнести:
- во-первых, нецелевой характер расходов при осуществлении государственных закупок;
- во-вторых, прямое воровство при организации государственных закупок;
- в-третьих, система откатов, существующая в системе государственных закупок.
Наличие этих проблем актуализирует вопросы организации и методики контроля в системе государственных закупок.
Организация контроля государственных закупок
Государственные закупки в силу различных причин, к числу которых можно отнести огромные объемы бюджетных средств, возможность злоупотреблений и так далее, являются объектом пристального контроля на всех этапах их осуществления.
Контроль государственных закупок осуществляется посредством проведения:
- во-первых, плановых проверок;
- во-вторых, внеплановых проверок.
Помимо этого, различают следующие виды контроля государственных закупок:
- общий контроль, при котором в качестве субъектов контроля выступают заказчики, контрактные управляющие, контрактные службы, комиссии по закупкам, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок;
- ведомственный контроль, в качестве субъектов которого выступают подведомственные заказчики, высшие исполнительные органы государственной власти регионального уровня, муниципальной администрации;
- внутренний контроль заказчика, субъектом которого выступают контрагенты в лице поставщиков, исполнителей, подрядчиков, субподрядчиков и соисполнителей;
- общественный контроль, направленный на отслеживание требований законодательства при осуществлении государственных закупок.
В соответствии с российским законодательством система организации контроля государственных закупок имеет многоуровневую структуру.
Организация процедуры контроля государственных закупок возлагается на субъектов контрольной деятельности в лице различных органов власти, общества и общественных институтов.
Методические аспекты контроля в системе государственных закупок
Общий контроль государственных закупок осуществляется по следующим основаниям:
- во-первых, когда утверждается план проведения проверок государственных закупок, который предусматривает возможность проведения плановой проверки;
- во-вторых, в случае получения информации о нарушениях в ходе осуществления государственных закупок контрольными органами инициируется внеплановая проверка;
- в-третьих, получение жалобы на нарушения в ходе государственных закупок;
- в-четвертых, согласование закупки у единственного поставщика.
В соответствии с принятой методикой проведения проверки осуществляется запрос документов при проведении внеплановой проверки и проверки по жалобе. В первом случае документы подлежат рассмотрению по существу, во втором случае проводится заседание, по итогам которого принимается решение либо о выдаче предписания, либо о составлении протокола об административном правонарушении. Соответствующая информация подлежит размещению в реестре жалоб. Плановые проверки государственных закупок, как правило, носят выездной характер. По итогам контроля может быть принято решение об обращении в правоохранительные органы, в суд.
Методика проведения внутреннего контроля государственных закупок подразумевает наделение контрактной службы или контрактного управляющего дополнительными полномочиями, направленными на контроль исполнения документов и планирования, заключения контрактов на своевременное и надлежащее основе, надлежащего исполнения контрактов, полноты и своевременности реестровых записей, своевременности размещения сведений относительно исполнения контракта.
Основы методики внутреннего контроля государственных закупок формируют локальный документ, обеспечивающий регламентацию закупочной деятельности. Этот документ характеризует полномочия и функции сотрудников и структурных подразделений в части подготовки и согласования, утверждения документации по государственным закупкам.
В ходе контроля отслеживанию подлежат следующие показатели:
- порядок и сроки приемки товаров и услуг;
- сроки оплаты государственных закупок;
- сроки возврата обеспечения;
- актуальность реагирования и документирования претензий по ненадлежащему исполнению государственного контракта;
- соблюдение порядка расчета и удержания неустоек из суммы обеспечения;
- односторонний отказ от исполнения государственного контракта;
- отказ от исполнения контракта в судебном порядке;
- предоставление отсрочек по уплате неустоек и штрафов;
- изменение содержания государственного контракта;
- актуальность и полнота информирования относительно исполнения контракта, а также реестровых записей о нем и так далее.