Органы муниципального управления и недействительность
В состав органов муниципального управления входит в обязательном порядке орган муниципального управления представительного характера, основная задача которого состоит в реализации законодательной власти на территории муниципального образования.
Данный орган муниципального управления является выборным. Формирование состава органа муниципального управления представительного характера осуществляется по итогам всеобщих, равных, прямых и тайных выборов, в которых участвует население муниципального образования, обладающее избирательным правом.
Представительный орган муниципального управления признается недействительным в том случае, если в его состав избрано менее двух третей от общей установленной численности депутатов.
При этом термин недействительность связан в первую очередь не со статусом органа муниципального управления представительного характера, а с результатами его законотворческой деятельности. То есть, говоря о недействительности органа муниципального управления, подразумевают недействительность актов органов муниципального управления. При этом следует учитывать, что недействительность может распространяться и на правовые акты непредставительных органов муниципального управления.
Недействительность актов органов муниципального управления
На муниципальном уровне принимаются следующие правовые акты:
- во-первых, уставы муниципальных образований;
- во-вторых, правовые акты, принимаемые по результатам местных референдумов или сходов граждан;
- в-третьих, нормативно-правовые акты органов муниципального управления представительного характера;
- в-четвертых, правовые акты главы муниципального образования, муниципальной администрации и прочих органов и должностных лиц, входящих в систему органов муниципального управления.
Первые два вида документов обладают высшей юридической силой на муниципальном уровне правового регулирования.
Устав муниципального образования регулирует основополагающие аспекты статуса муниципального образования, деятельности органов муниципального управления и иные вопросы местного значения.
Принятие устава муниципальных образований осуществляется органом муниципального управления представительного характера или сходом граждан, если этот сход призван обеспечивать реализацию полномочий органов муниципального управления представительного характера.
В отношении правовых актов муниципального уровня может проводиться проверка их регулирующего воздействия, призванная оценить возможность введения избыточных обязанностей, запретов и ограничений в отношении субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности или способствует их ведению.
Порядок вступления в законную силу правовых актов муниципального уровня определяется уставами муниципальных образований, исключение составляют правовые акты муниципального уровня, регулирующие вопросы налогообложения. В этом случае порядок вступления их в законную силу определяется Налоговым кодексом России.
Признание действительности правового статуса некоторых правовых актов муниципального уровня требует их официального опубликования или обнародования. Примером таких актов муниципального уровня являются правовые акты, регулирующие свободы, права и обязанности гражданина и человека, определяющие правовой статус организаций, учреждаемых в муниципальном образовании.
Нормативные правовые акты муниципального уровня могут отменяться или приостанавливаться в их действии:
- во-первых, органами муниципального управления или должностными лицами муниципального образования, выступавшими в качестве издателя этих нормативно-правовых актов;
- во-вторых, при упразднении органов или должностей, в рамках которых были изданы соответствующие нормативные правовые акты муниципального уровня – органами муниципального управления или должностными лицами муниципального образования, полномочия которых для отмены или приостановки действия нормативно-правовых актов муниципального уровня включает обязанности по принятию или изданию соответствующих нормативно-правовых актов муниципального уровня;
- в-третьих, судебными органами;
- в-четвертых, в отношении нормативно-правовых документов муниципального уровня, регулирующих порядок осуществления полномочий, делегированных органам муниципального управления органами государственного управления – такое решение принимается уполномоченными органами государственного управления Российской Федерации федерального или регионального уровня.
Правовые акты муниципального уровня ненормативного характера подлежат незамедлительного приостановления их действия органом муниципального управления или должностным лицом муниципального образования, осуществившим его принятие или издание, при получении предписания соответствующего назначения от Уполномоченного при Президенте России, занятого защитой предпринимателей и их прав. На органы муниципального управления и должностных лиц муниципального образования возлагается обязанность извещения Уполномоченного при Президенте Российской Федерации, занятого защитой прав предпринимателей, об исполнении предписания относительно приостановления действия ненормативного муниципального правового акта. На уведомление органам муниципального управления и должностным лицам муниципального образования дается не более 3 дней, представительный орган муниципального управления обязан сообщить об исполнении предписания в течение 3 дней с момента принятия решения.
Недействительность или отмена правовых актов муниципального уровня не может быть следствием признания судом регионального закона, устанавливающего статус муниципального образования как недействующий до момента вступления в силу нового регионального закона, устанавливающего статус муниципального образования. Это правило действует только по отношению к правовым актам муниципального уровня, принятым до вступления в законную силу такого решения суда.