Необходимость финансово-экономической основы местного самоуправления
Эффективная организация местного самоуправления требует обеспечения его необходимой финансово-экономической основой.
Финансово-экономическая основа местного самоуправления включает в себя такие составляющие, как:
- во-первых, муниципальное имущество;
- во-вторых, муниципальный бюджет;
- в-третьих, имущественные права муниципальных образований;
- в-четвертых, систему муниципальных заимствований и прочее.
Статья 8 Конституции России признает и защищает муниципальную собственность наравне с иными формами собственности. Статья 130 Конституции России закрепляет за местным самоуправлением право самостоятельного владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
Муниципальное имущество как составляющая финансово-экономической основы местного самоуправления
Муниципальная собственность включает в себя следующие виды имущества:
- во-первых, то имущество, которое предназначено для решения вопросов, имеющих значимость для местного населения;
- во-вторых, то имущество, которое предназначено для реализации делегированных государственных полномочий;
- в-третьих, то имущество, которое обеспечивает деятельность органов муниципального управления и их должностных лиц, а также муниципальных служащих и персонала муниципальных предприятий и учреждений;
- в-четвертых, то имущество, которое необходимо для решения вопросов, не отнесенных к вопросам, имеющим значимость для местного населения, но подлежащих решению органами местного самоуправления.
В том случае, если муниципальное образование получает право собственности на имущество, которое не предназначено для осуществления перечисленных полномочий, имущество перепрофилируется, то есть изменяется его целевое назначение. В противном случае имущество отчуждается в сроки, установленные федеральным законодательством.
Порядок возникновения и прекращения права собственности на муниципальное имущество также регулируется федеральным законодательством. На органы муниципального управления возлагается обязанность ведения реестра муниципальной собственности.
В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» состав муниципального имущества определен для каждой разновидности муниципальных образований. Отдельно приведен перечень имущества, в качестве собственника которого могут выступать поселения и муниципальные районы. Городские округа могут выступать собственниками всех видов имущества из обоих перечней.
Муниципальный бюджет как составляющая финансово-экономическая основы местного самоуправления
Муниципальное образование на конституционном уровне наделяется правом самостоятельного формирования, утверждения и исполнения муниципального бюджета. Муниципальный бюджет имеется у каждого муниципального образования.
На органы муниципального управления возложена обязанность обеспечения сбалансированности муниципальных бюджетов и соблюдением требований к регулированию бюджетных процессов, установленных федеральным законодательством.
Органы муниципального управления имеет право самостоятельного формирования, утверждения и исполнения муниципального бюджета и контроля его исполнения. При этом они обязаны соблюдать требования федерального и регионального законодательства.
Муниципальная администрация муниципального района может на договорной основе осуществлять полный или частичный контроль полномочий местной администрации в отношении бюджета поселения, а также его формирования и исполнения.
Муниципальный бюджет предусматривает раздельный учет доходов, предназначенных для финансирования осуществления полномочий органов муниципального управления и субвенций, которые предоставляются для финансирования реализации делегированных государственных полномочий.
Частично контрольная функция в отношении исполнения муниципального бюджета возложена на представительный орган муниципального управления, которому глава муниципального образования с определенной периодичностью представляет отчет об исполнении бюджета. В этот же орган предоставляется и годовой отчет относительно исполнения муниципального бюджета.
Система муниципального заказа
Муниципальные органы наделены правом размещения заказа на поставки товаров, работ, услуг для нужд муниципалитета. Порядок размещения и выполнения муниципальных заказов регулируется федеральным законодательством.
Задачи государственного регулирования размещения и исполнения муниципального заказа состоит в обеспечении единства экономического пространства на территории страны.
Под муниципальными нуждами понимаются потребности муниципальных образований в работах, услугах и товарах, финансирование которых обеспечивается средствами муниципального бюджета сообразно расходным обязательствам муниципальных образований.
Источником финансирования муниципальных нужд выступают средства муниципальных бюджетов.
Для размещения муниципальных заказов организуются торги в форме аукционов, конкурсов, запросов котировок у единственного поставщика.
Система муниципальных заимствований
Муниципальное образование обладает правом осуществления муниципальных заимствований, включая выпуск муниципальных ценных бумаг. Данный процесс регулируется положением Бюджетного кодекса Российской Федерации и уставами муниципальных образований.
Федеральным законодательством определяются следующие положения в сфере муниципальных заимствований:
- во-первых, порядок осуществления эмиссии муниципальных ценных бумаг;
- во-вторых, порядок исполнения обязательств муниципальными образованиями;
- в-третьих, процедура осуществления эмиссии муниципальных ценных бумаг;
- в-четвертых, особенности осуществления обращения муниципальных ценных бумаг;
- в-пятых, порядок раскрытия информации относительно эмиссии муниципальных ценных бумаг.
Муниципальные ценные бумаги – это ценные бумаги, которые выпущены от имени муниципальных образований.
Обязанности эмитента муниципальных ценных бумаг возлагаются на орган муниципального управления исполнительного характера.