Механизмы управления в кризисных ситуациях – это инструментарий, обеспечивающий принятие управленческих решений в условиях кризисных ситуаций с целью их стабилизации и положительного развития.
Сущность управления кризисными ситуациями
Нестабильность экономической и политической ситуации в той или иной мере создает условия для возникновения кризисной ситуации, затрагивающей все сферы общественной жизнедеятельности, функционирования хозяйствующих субъектов, органов государственного и муниципального управления.
Управление в кризисных ситуациях – это управление, призванное предотвращать возможные серьезные осложнения в деятельности хозяйствующего субъекта, органов государственного и муниципального управления, иных структурах, для обеспечения их стабильного существования.
Управление в кризисных ситуациях направлено на разработку и реализацию мероприятий, призванных нейтрализовать наиболее опасные факторы, способные создать кризисную ситуацию.
Главная задача управления в кризисной ситуации состоит в обеспечении такого положения, которое исключало бы возможность банкротства, ликвидации и иных отрицательных действий в отношении предприятия.
Особенности управления в кризисной ситуации состоят в следующем:
- во-первых, достижение прочного положения хозяйствующего субъекта на рынке при любых изменениях экономического, социального и политического характера в стране;
- во-вторых, применение в условиях управления этих инструментов, которые наиболее эффективны по отношению к устранению временных финансовых трудностей;
- в-третьих, использование инноваций;
- в-четвертых, обеспечение быстрой реакции на изменения внешней среды, применение различных альтернативных вариантов принятия решений;
- в-пятых, введение в действие финансовых и управленческих механизмов, способных преодолеть кризисную ситуацию с минимумом потерь.
Управление в кризисной ситуации обеспечивает достижение эффективных результатов при условии осуществления его мероприятий на ранних стадиях управления кризисом, когда ситуация еще не приобрела безвозвратного характера. Это правило относится к стратегическим управленческим решениям, в то время как тактические мероприятия могут осуществляться на границе кризисной ситуации.
Кризисная ситуация развивается в разрезе следующих стадий:
- во-первых, стадии шока, на которой происходят события, вызывающие кризисную ситуацию и нарушающие нормальную деятельность;
- во-вторых, стадия отката назад, которая обусловлена нарушением нормальной деятельности, вызывающим ухудшение всех результатов функционирования;
- в-третьих, стадия постепенного выхода из кризиса.
Менеджеры, осуществляющие управление в кризисной ситуации, стремятся к минимизации продолжительности первых 2 стадий и ускорению перехода к третьей стадии. Система менеджмента в кризисных ситуациях должно располагать механизмом распознавания кризисных ситуаций и механизмом преодоления кризисных ситуаций.
Общая характеристика механизма управления в кризисных ситуациях
Механизм управления в кризисной ситуации можно разложить в виде следующей схемы:
Осуществление работы с факторами внутренней среды. В условиях кризисной ситуации кадры являются важнейшим ресурсом. Разрешение кризиса возлагается на управленческий персонал, а в последствии – на все кадры, которые выполняют следующие действия:
- создание команды, осуществляющей разработку стратегии выхода из кризисной ситуации и обеспечивающей ее реализацию на практике. Такая команда включает в себя руководителей и управляющих;
- сотрудничество с персоналом. Сотрудничество подразумевает проведение психологических деловых игр, тренингов на сообразительность. Персонал должен расслабиться и избавиться от стресса, полученного в ходе работы;
Работа с факторами внешней среды, которая включает в себя:
- работу со средствами массовой информации, которые выступают основным источником информации, оказывают значительное влияние на общество;
- разработку версий, то есть осуществление выбора определенного направления, обеспечивающего получение конкретного результата;
- осуществление работы с целевой аудиторией;
- разработка плана действий в условиях кризиса;
- определение вектора направления кризисной ситуации;
- формирование кризисной команды;
- анализ ресурсного обеспечения;
- разработку коммуникационной стратегии для кадров и внешней среды;
- осуществление текущего анализа кризисной ситуации;
- корректировку действий кризисной команды.
Разработка механизма управления кризисной ситуацией осуществляется в соответствии со следующими подходами:
- во-первых, реактивное управление, суть которого сводится к реакции на кризисную ситуацию, которая уже имеет место;
- во-вторых, активное управление, представляющее собой быструю реакцию на кризисную ситуацию и отражающую способность сокращения потерь до минимума;
- в-третьих, плановое управление, представляющее собой разработку прогноза развития кризисной ситуации с целью ее предотвращения.
Мероприятия, применяемые для выхода из кризисной ситуации, делится на две категории:
- Мероприятия, направленные на приведение деятельности хозяйствующего субъекта, органов государственного и муниципального управления в соответствии с динамикой макросреды, факторами непосредственного окружения и факторами внутренней среды. Эти мероприятия обеспечивают проникновение в новые сферы деятельности, отказ от имеющейся специализации, внедрение стратегического планирования и реализацию стратегических мероприятий;
- Мероприятия, изменяющие обычные отношения. Сюда относится мероприятия, направленные на стимулирование сбыта, снижение цен, обеспечение соблюдения нормативов товарных запасов, остановку программ повышения квалификации, сокращение затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Механизм управления в кризисной ситуации должен обеспечивать решение трех экономических задач:
- во-первых, обеспечить эффективность существующей деятельности;
- во-вторых, определить и реализовать потенциал деятельности;
- в-третьих, обеспечить трансформацию в другой вид деятельности, соответствующий задачам будущего.