Государственный долг РФ – это инструмент покрытия дефицита бюджета за счет долговых обязательств государства перед организациями, физическими лицами, иностранными партнерами, международными организациями и иными субъектами международных правоотношений.
Значение государственного долга РФ
Институт государства возникает и развивается для обеспечения общественных интересов посредством решения задач публичного управления за счет функционирования механизма публичного управления. Таким образом, государство для своего эффективного функционирования требует привлечения ресурсов на следующие нужды:
- на осуществление функций и задач публичного управления, в том числе на обеспечение социально-экономического развития государства, обеспечение благосостояния населения, в частности за счет решения задач социального обеспечения и др.;
- на непосредственное обеспечение функционирования системы публичного управления. Так, для решения функций и задач публичного управления в России формируется трехуровневая система публичного управления, которая включает в себя государственный механизм, функционирующий на федеральном и региональном уровнях, и механизм муниципального управления, обеспечивающий местное самоуправление на территории муниципальных образований.
Привлечение финансовых ресурсов для решения задач публичного управления и обеспечения функционирования механизма публичного управления осуществляется за счет разработки и реализации бюджетной политики.
Реализация бюджетной политики включает в себя использование различных финансовых инструментов, в том числе государственного долга. Государственный долг можно определить как инструмент финансирования дефицита бюджета для обеспечения функционирования государства, решения функций и задач публичного управления. С содержательной точки зрения государственный долг представляет собой результат заимствований государства для покрытия бюджетного дефицита.
В соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ государственный долг представляет собой совокупность долговых обязательств РФ перед российскими и зарубежными организациями и физическими лицами, регионами, муниципалитетами, зарубежными государствами, международными организациями, которые сформировались в результате заимствований РФ, долговых обязательств по гарантиям государства, долговым обязательствам, которые возникли по итогам принятия законов РФ о включении в состав государственного долга долговых обязательств иных лиц до введения в действие бюджетного законодательства.
Итак, значение формирования государственного долга заключается в необходимости привлечения свободных финансовых ресурсов государством для финансирования дефицита бюджета и соответственно для обеспечения реализации функций публичного управления, обеспечения функционирования механизма публичного управления.
Механизм и специфика формирования государственного долга РФ
Прежде всего, необходимо отметить, что цель формирования государственного долга заключаются в привлечении свободных финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении российских и зарубежных организаций, российских регионов, зарубежных государств, субъектов международных правоотношений для покрытия дефицита бюджета и обеспечение функций и задач публичного управления, в частности функционирования государственного механизма.
Итак, механизм формирования государственного долга РФ представляет собой привлечение для покрытия бюджетного дефицита свободных финансовых ресурсов в форме:
- кредитов, которые РФ привлекает от кредитных организаций, зарубежных стран, финансовых международных структур и иных субъектов международных правоотношений, а также зарубежных организаций;
- ценных бумаг, выпущенных РФ;
- кредитов, привлеченных в бюджет РФ из иных уровней российской бюджетной системы;
- государственных гарантий РФ;
- других долгов РФ, возникших до введения в действие бюджетного законодательства и включенных на основании закона в состав государственного долга.
В свою очередь, механизм формирования государственного долга включает в себя внутренний долг и внешний долг.
Структура внутреннего долга включают в себя:
- номинальный объем долга по ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в национальной валюте;
- сумму основного долга по выраженным в национальной валюте кредитным обязательствам РФ;
- сумму основного долга по бюджетным кредитным обязательствам РФ;
- сумму обязательств из государственных гарантий, выраженных в национальной валюте;
- сумму других долговых обязательств РФ, оплата по которым должна производиться в национальной валюте.
В свою очередь, внешний долг РФ формируется за счет:
- номинального объема долга по ценным бумагам в иностранной валюте;
- суммы основного долга по кредитным обязательствам в иностранной валюте, в том числе привлеченным под государственные гарантии;
- суммы обязательств, которые вытекают из государственных гарантий в иностранной валюте.
Эффективное использование инструмента государственного долга требует разработки и реализации специальной политики формирования государственного долга, которая бы позволяла осуществлять:
- перманентный мониторинг государственного долга;
- эффективное распределение долговой нагрузки;
- использование наиболее эффективных форм и инструментов привлечения финансовых ресурсов.
В качестве приоритетных направлений совершенствования механизма государственного долга следует назвать:
- разработку и реализацию бюджетной политики исходя из долгосрочных целей развития государства и целей формирования федерального бюджета;
- реализацию инструменты государственного долга исходя из платежеспособности бюджета РФ, его долговой емкости;
- выявление и использование наиболее эффективных инструментов привлечения свободных финансовых ресурсов в рамках государственного долга исходя из конкретных обстоятельств внутренней и внешней среды.