Значение маркетинга в муниципальном управлении
Сегодня к числу самых востребованных инструментов управления можно отнести маркетинг. В самом общем виде, маркетинг подразумевает обеспечение привлечения максимального количества потребителей к конкретному товару в условиях рыночной конкуренции. Такой рыночный по своей природе инструмент в новых политических и экономических российских реалиях в полной мере применим и в сфере муниципального управления, только в качестве объекта продвижения здесь будет выступать соответствующее муниципальное образование.
Маркетинг в муниципальном управлении – это управленческая система, целью функционирования которой выступает, прежде всего, наиболее полное удовлетворение потребностей населения муниципалитета во всех сферах общественной жизни на основе анализа его потребностей и посредством последующей соответствующей ориентации деятельности местных органов власти.
При этом муниципальный маркетинг может выступать не только инструментом удовлетворения потребностей, но и привлечения:
- инвесторов посредством формирования благоприятной экономической среды в муниципальном образовании, в частности гарантий извлечения прибыли при инвестициях в развитие муниципалитета в сфере строительства, инфраструктуры, туризма и пр.;
- туристов посредством создания и продвижения комплексного туристического продукта на базе муниципального образования, что требует формирования комфортных условий проживания, транспортной доступности и пр.;
- населения иных муниципальных образований в качестве потенциальных жителей, в том числе специалистов в различных областях трудовой деятельности, спортсменов и пр. Таких привлеченных переселенцев, с одной стороны, можно рассматривать в качестве фактора социально-экономического развития муниципалитета, притока налоговых поступлений и т.д., но, с другой стороны, значительный приток населения из иных муниципальных образований может стать и причиной разнообразных трудностей – нехватки рабочих мест, вытеснения с рынка труда местного населения и т.п. Показателен в этом аспекте негативный опыт мегаполисов.
Основные концепции маркетинга в муниципальном управлении
Практика маркетинга в муниципальном управлении зарубежных государств позволяет выделить следующие подходы к реализации муниципального управления:
- «эффект Гауди», когда основная линия в стратегии развития муниципалитета сводится к продвижению муниципалитета за счет известного жителя. Этот эффект получил название по имени великого архитектора Антонио Гауди, чьи архитектурные шедевры способствовали социально-экономическому развитию Барселоны. Так, Барселона стала одним из главных туристических центров мира, фактически представляя собой музей жизни и творчества знаменитого архитектора;
- эффект Гуггенхайма. Музей Гуггенхайма, в Бильбао, как шедевр деконструктивизма заложил направления формирования и развития всего городского пространства – появились уникальные здания аэропорта, концертного и конференц-залов, моста и пр.;
- эффект Помпиду. Муниципальный маркетинг Парижа базируется на современном инфраструктурном проекте развития городской территории, центральным аспектом который выступает Центра Помпиду, призванный трансформировать средневековый город в современный культурный центр;
- эффект Театра. Концепция продвижения города реализуется через организацию уникальных культурно-массовых мероприятий – музыкальных фестивалей, театральных фестивалей, художественных выставок, научных конференций и пр. Так, например, социально-экономическое развитие Эдинбурга получило значительный толчок с началом проведения на его территории популярного театрального фестиваля, все городское пространство на время проведения фестиваля фактически превращается в сценическое пространство.
Принципы маркетинга в муниципальном управлении
Реализация маркетинговых мероприятий в муниципальном управлении требует соблюдение следующих требований:
- сбалансированность интересов местного населения и привлекаемых инвесторов, туристов и т.п., стремление к удовлетворению интересов всех групп потребителей с ориентацией на прогрессивное социально-экономическое развитие муниципалитета;
- формирование инфраструктуры и инвестиционной привлекательности муниципального рынка, в том числе в сфере информации, производства, сбыта и пр.;
- создание благоприятной среды для экономических субъектов;
- укрепление привлекательного имиджа муниципального образование, его активно продвижение на региональном, федеральном, международном уровне.
Основные мероприятия маркетинга в муниципальном управлении
Сегодняшняя обстановка в России характеризуется политической и экономической нестабильностью, аналогичные процессы присуще и мировому пространству, что актуализирует поиск способов публичного управления, позволяющих удовлетворять интересы широкого спектра потребителей. Таким инструментом, объединяющим и конкретизирующим усилия всех уровней власти, может выступить муниципальный маркетинг. Так, маркетинг в муниципальном управлении может применяться для решения следующих задач повышения эффективности управления территорией:
- разработка на основе научных и практических исследований плана социально-экономического развития территории на долгосрочную перспективу с ориентацией на стратегии развития соседних муниципальных образовании, региона, страны;
- координация усилий органов местного самоуправления, муниципальных организаций и иных муниципальных структур, на которых возложены отдельные социально-экономические функции по реализации стратегического плана развития муниципалитета;
- использование эффективных контрольных инструментов мониторинга, анализа, оценки социально-экономического состояния территории, реальных перспектив ее развития, внесения на основе собранных сведений соответствующих корректировок в план развития;
- взаимодействие с государственными и региональными органами для эффективного решения задач развития территории.