Понятие и специфика маркетинга муниципального управления
Концепция муниципального маркетинга остается в настоящее время не достаточно востребованной в муниципальном управления в связи с отсутствием представления о территории определенного муниципального образования как об объекте маркетинговой деятельности.
Сущность маркетинга в муниципальном управлении состоит в ориентированности управленческой деятельности на потребителя.
Основная тенденция общественного развития заключается в определении, прогнозировании и удовлетворении демонстрирующих постоянный рост общественных и индивидуальных потребностей. В определенном смысле эта тенденция распространяется и на муниципальное управление, делая его объектом муниципального маркетинга.
Маркетинговая деятельность в отношении муниципального образования представляет собой действенный инструмент, формирующий рыночную среду, создающий, укрепляющий и поддерживающий конкурентные преимущества муниципального образования.
Для развитых стран характерно появление активности в маркетинге муниципального управления. Маркетинг муниципального образования в качестве управленческого процесса выступает аналогом муниципальной экономической политики, аккумулирующим ее прежние традиционные составляющие и новые чисто маркетинговые элементы, к числу которых относятся:
- деятельность по формированию и продвижению имиджа муниципального образования;
- последовательность в ориентированности муниципального управления на спрос (на удовлетворение интересов определенных групп населения и видов деятельности, развивающихся в муниципальном образовании);
- направленность на социальную и экологическую составляющие муниципального управления;
- ориентированность на партнерство частного бизнеса и муниципальной власти.
Таким образом, маркетинг муниципального образования можно рассматривать как муниципальную экономическую политику особо точного обоснования, обусловленную ростом конкуренции в отношения привлечения инвестиций между муниципальными образованиями.
Содержание муниципального маркетинга можно охарактеризовать следующим образом:
- во-первых, муниципальный маркетинг представляет собой частный случай маркетинга территорий, выделяемый из него в соответствии с выбранным объектом – муниципальным образованием;
- во-вторых, муниципальный маркетинг является элементом рыночной системы, ориентированной на муниципальный уровень;
- в-третьих, муниципальный маркетинг выступает в качестве деятельности в сфере обмена, осуществляемого между муниципальными властями и экономическими субъектами в процессе удовлетворения потребностей специфическим товаром – муниципальными услугами.
Маркетинг в муниципальном управлении представляет собой интегральную деятельность, осуществляемую в интересах муниципального образования и составляющих его субъектов с целью выявления и удовлетворения потребностей муниципальных потребителей для формирования базы устойчивого развития муниципальной территории и ее населения.
Менеджмент в муниципальном управлении и его функции
Менеджмент в муниципальном управлении имеет двухсотлетнюю историю, имеющую место практически во всех государствах. Его возникновение обусловлено воздействием множества факторов. Историческое развитие России, в частности, показывает, что основу формирования муниципального управления составила потребность общества в обеспечении поддержки престарелым членам общины, обучения детей, обороны и прочего.
Муниципальный менеджмент – это разновидность управленческой деятельности, подразумевающей в качестве объекта управления муниципальное образование.
Содержание муниципального менеджмента раскрывается через выполняемые им функции, к числу которых относятся:
- аналитико-оценочная и сценарно-прогнозная, в основу которой заложены формирование информационной базы и разработка на ее основе стратегии развития муниципального образования;
- стимулирующая, сущность которой сводится к обеспечению роста трудового, научно-технического и интеллектуального потенциала муниципального образования и его использованию;
- инфраструктурная, сущность которой сводится к созданию условий для поддержания и развития производственной и социальной инфраструктуры муниципального образования;
- инициирующая, сущность которой сводится к созданию условий для развития конкурентной борьбы в сфере предоставления муниципальных услуг населению;
- бюджетная, сущность которой сводится к обеспечению наполняемости муниципального бюджета и рационального его использования;
- инвестиционная, сущность которой сводится к привлечению для финансирования муниципального образования внебюджетных средств;
- имущественная, сущность которой сводится к владению и распоряжению собственностью муниципального образования, рациональному ее использованию;
- рыночная, сущность которой сводится к формированию условий для развития рынка муниципального образования, предпринимательства на его территории;
- трудовая, сущность которой сводится к организации рабочих мест, поддержание занятости и оптимизации демографической нагрузки;
- укрепляющая, сущность которой сводится к формированию связей между муниципальными властями, предпринимательством, другими муниципальными властями и регионами и так далее.
Менеджмент в муниципальном управлении осуществляется на основе ряда принципов, которые можно в зависимости от степени охвата управленческих процессов разделить на две группы:
- Общие принципы, в число которых входят такие как научность, системность, устойчивость развития, социально-экономическая эффективность, выделяемость главного звена и так далее;
- Частные (специфические) принципы, в число которых входят такие как оптимальность сочетания муниципального управления с вышестоящими уровнями власти (региональными, федеральными), ориентированность муниципалитета на социальное обслуживание населения, комплексность развития муниципального образования, демократизм, целостность.