Лоббирование – это инструмент практического воздействия юридических и физических лиц на органы государственной и муниципальной власти с целью обеспечения принятия ими определенного решения или нормативно-правового акта.
Сущность лоббирования в Российской Федерации
Лоббирование является признанной во многих странах мира практикой по оказанию воздействия на публичную власть со стороны населения и бизнеса с целью получения определенных результатов. В некоторых странах такая деятельность носит законодательно регламентированный характер, в некоторых существует на неформальной основе. Для Российской Федерации характерно отсутствие правовой основы функционирования лоббистского движения. При этом необходимо понимать, что возникновение лоббизма В России нельзя связывать только с современностью, он существовал и во времена Российской Империи, и во времена Советского Союза. Современное российское государство предпринимало несколько попыток обеспечения правовой основы функционирования лоббизма, но все они закончились неудачно.
Как следствие, отсутствие правовой основы обеспечило теневую сферу функционирования лоббизма, не позволяющую определить численность лоббистов в России за счет отсутствия системы их регистрации и отчетности.
Современное состояние лоббирования в Российской Федерации
Становление современного лоббизма в Российской Федерации можно отнести к 90-ым годам XX века, когда этот термин был введен в обиход русского языка. В 1997 году была предложена следующая трактовка лоббизма: это деятельность социальных групп, направленная на отстаивание их политических интересов. В числе лоббистов назывались:
- во-первых, профсоюзные деятели;
- во-вторых, представители ассоциаций и деловых клубов;
- в-третьих, объединения общественно-политического характера;
- в-четвертых, комитеты и комиссии;
- в-пятых, фонды и так далее.
Такая трактовка понятия «лоббизм» лишила этот термин негативного оттенка.
В начале 90-ых годов ХХ века власти предпринимали попытки, направленные на формирование законодательства, призванного обеспечить регулирование лоббистского движение. На регулярной основе вносились законопроекты о лоббизме, которые также регулярно отклонялись. Основу этих проектов составляла американская практика регистрации лоббистов.
Начало двухтысячных было ознаменовано попыткой обеспечить регулирование лоббистского движения в рамках борьбы с коррупцией. В качестве инициатора формирования правовой базы выступала федеральная власть. Указ Президента утвердил национальный план противодействия коррупции, в соответствии с которым поступило предложение рассмотрения вопроса относительно подготовки нормативно-правового акта, призванного регулировать лоббистскую деятельность.
В отношении Министерства Юстиции и Министерства экономического развития поступило предложение относительно проведения публичного обсуждения создания в Российской Федерации института лоббизма. Однако на текущий момент в российском законодательстве не существует нормативно-правового акта, регулирующего данные институт.
Создание института лоббизма не приветствовалось Генеральной Прокуратурой Российской Федерации. В проекте Уголовного кодекса, опубликованного этим органом в 2014 году, вводилась уголовная ответственность за согласие физических лиц на использование своего влияния на принятие решений должностными лицами. Этим законопроектом предусматривалось также наказание за оказание услуг физическому лицу или передачу денег для влияния на решение чиновников. Таким образом, Генеральной Прокуратурой Российской Федерации была осуществлена попытка введения уголовной ответственности за лоббизм.
В тот период, когда Россия входила в Содружество Независимых Государств, предпринималась еще одна попытка законодательного регулирования лоббизма. В 2003 году был принят модельный закон СНГ о регулировании лоббистской деятельности в органах государственной власти. В соответствии с этим документом лоббистской деятельностью признавалась деятельность граждан и их объединений, направленная на установление контактов с депутатами и должностными лицами с целью оказания влияния в интересах и от имени конкретных клиентов на принятие нормативно-правовых актов, политических решений, решений административного характера.
Лоббистами признавались граждане, которым осуществлялось вознаграждение за лоббистскую деятельность с целью обеспечения интересов третьей стороны. Для лоббистов предусматривалась государственная регистрация и необходимо была доверенность от клиента, определяющая переданные полномочия.
Перспективы лоббизма в Российской Федерации
В качестве основной перспективы развития лоббизма в Российской Федерации можно рассмотреть необходимость формирования нормативно-правовой базы, регулирующей данное политическое явление. Нормативно-правовое регулирование лоббизма должно обеспечить транспарентность, честность, эффективность этой деятельности. В первом случае речь идет о раскрытии механизма принятия политических решений. Лоббисты должны информировать общество о результатах своей деятельности, обеспечивающей возможность для всех заинтересованных лиц предпринять усилия для защиты своих интересов.
Формирование соответствующей нормативно-правовой базы, безусловно, полезно, как бизнесу, так и власти, и гражданскому обществу.
Задача власти состоит в обеспечении прозрачности, подотчетности и открытости лоббистской деятельности, формировании определенных принципов оказания влияния.
Кроме того, публичная власть должна создать возможность для самоорганизации и самоопределения бизнес-структур, имеющих конструктивную роль в обществе. Бизнес-сообщество должно получить возможность объединения с целью решения существующих проблем, в том числе за счет влияния на власть.