Школа научного управления в Америке – это система научных концепций, связывающая успешность предприятия с внутренними факторами, прежде всего с рациональной организацией производства, обеспечением постоянного роста производительности труда, эффективным использованием собственных ресурсов, при этом рационализация производства обеспечивается за счет специализации работников и структурных подразделений предприятия.
Возникновение школы научного управления в Америке
Прежде всего необходимо отметить, что становление школы научного управления в Америке происходит в начале XX в. благодаря трудам таких ученых, как Ф. У. Тэйлор, Ф. Гилберт, Л. Гилберт, Г. Гантта и др. Перемещение центра школы научного управления из Англии в Америку было связано с тем, что исследования английских ученых в рассматриваемой сфере происходили в период классического капиталистического устройства экономики, то есть в условиях:
- свободной рыночной экономики;
- индивидуального предпринимательства при господстве малых и средних предприятий.
В такой среде не требовалось систематического применения научных знаний, и наука не являлась основой производства. Напротив, в Америке в конце XIX – начале XX вв. техническое обеспечение производства вывело его на лидирующие позиции в мировом сообществе. В этой среде формировались крупные и сверхкрупные корпоративные предприятия, что, в свою очередь, требовало проведения научных исследований для эффективной организации управленческих процессов в усложнившемся производстве.
Важно отметить, что в этот период крупные компании в экономике Америки находятся в меньшинстве, но, тем не менее, именно эти компании определяют типическую структуру социума, поведение индивидов, образ их жизнедеятельности. Иными словами, немногочисленные корпорации определяют качество жизни населения, формируют образ жизни, к которому стремится большинство населения. Именно сверхкрупные предприятия выступают базой для индустриально развитого общества.
Школа научного управления в Америке в трудах Ф. У. Тэйлора
Ф. У. Тэйлор был основоположником школы научного управления в Америке. Ученый впервые обратил внимание на организацию управления. До этого момента руководство предприятием осуществлялось без изучения и освоения специальных навыков и умений, исключительно за счет опыта, сформировавшегося в процессе производства. Автор же формирует идею о необходимости специальной организации планирования, подготовки управления. Если до научной деятельности автора основным инструментом обеспечения эффективности управления был поиск опытного управляющего, то с развитием школы научного управления усилиями Ф. У. Тейлора акцент смещается на создание научной системы управления предприятием.
Тейлор разрабатывал систему научной организации труда, основываясь на экспериментальных исследованиях и анализе труда работников предприятия, его организации. Процесс организации управления предприятием он разделил на следующие направления:
- определение цели функционирования предприятия в целом и каждого отдельного работника;
- выбор инструментов и методов функционирования, их использование на основе заранее установленного плана;
- контроль над функционированием предприятия и работников.
В соответствии с подходом автора целью научной организации труда на предприятии является реализация производства с наименьшим объемом затрат, для чего необходимо произвести рационализацию всех структурных элементов производства:
- физического труда;
- средств труда;
- предметов труда.
Тейлор подчеркивал, что неэффективное управление ведет к падению производительности, в то время как повышение производительности труда выгодно и собственникам предприятия, и работникам. Каждый работник, по мнению автора, должен получать научно обоснованное задание и инструменты его реализации. Тейлор говорил, что управленцы зачастую не представляют потенциал работника, и устанавливаемые ими нормы нерациональны. Кроме того, менеджеры не заинтересованы в росте выработки работников, перевыполнении нормы, в связи с чем снижают расценки. Все это, в свою очередь, влечет нежелание работников повышать производительность труда.
Для решения указанной проблемы Тейлор предлагает стимулировать работников к повышению производительности материальном средствами. Так, за выполнение или перевыполнение научно обоснованных норм работником предполагалась повышенная оплата труда, при невыполнении установленных норм – пониженная. Также он подчеркивал значимость обеспечения эффективного обслуживания рабочих мест. Руководители были обязаны предоставить работникам все необходимое для эффективности работы, гарантировать им обучение и инструктаж, постановку задач.
Ученые выделяли две основные задачи научного управления предприятиям:
- обеспечение успеха предпринимателя, что предполагало не только высокую прибыль, но и эффективное развитие бизнеса в дальнейшем;
- повышение благосостояния работника, что предполагало не только высокую оплату труда исходя из затраченных ресурсов, но и развитие потенциала каждого работника.
Иными словами, Тейлор видел в качестве движущей силы развития предприятия его работников.
Научные труды Тейлора оказали широкое влияние не только на область промышленности, но и на иные области человеческой деятельности. Сформированные ученым принципы организации труда стали основой для массового, конвейерного производства.
Школа научного управления в Америке в трудах Г. Форда
Г. Форд, развивая идеи Ф. У. Тейлора на своем предприятии, ввел конвейерное производство. Осуществив замену ручного труда машинным производством, Г. Форд выделил следующие основные начала организации производства:
- максимально возможное разделение труда и его специализация;
- широкое распространение применения высокопроизводительного специализированного оборудования и инструментов;
- размещение производственных оборудования и инструментов в соответствии с ходом технологического процесса;
- установление темпов производства и др.