Электронная подпись при оказании государственных и муниципальных услуг – это технология, которая позволяет подтвердить авторство и целостность электронного документа посредством связывания подписи с автором и непосредственно с документом за счет криптографических методов, и соответствующий реквизит электронного документа, созданный как результат криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа, позволяющий подтвердить отсутствие искажения информации в электронном документе с момента утверждения его подписью и принадлежность подписи владельцу, открывающий удаленный доступ к заказу и получению государственных и муниципальных услуг заинтересованными субъектами.
Значение использования электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг
Сегодня активно развиваются информационные технологии, которые позволяют:
- аккумулировать, анализировать, использовать большие массивы информации;
- инициировать и получать удаленный доступ к информации;
- обеспечивать взаимодействие для получения удаленного доступа к информации и пр.
Использование информационных технологий как в частной сфере, так и в сфере публичного управления позволяет:
- во-первых, сократить объемы ресурсного обеспечения деятельности частного субъекта или субъекта публичного управления, поскольку позволяет сократить издержки на привлечение кадров, материально-техническое обеспечение, организацию трудовых процессов и пр.;
- во-вторых, повысить оперативность управленческих процессов за счет сервисов удаленного обмена информацией и пр.
Так, сегодня активно внедряются в систему публичного управления в России принципы открытого правительства, которые предполагают формирование:
- сервисов для удаленного получения социально значимой информации, в том числе о процессах публичного управления;
- сервисов, позволяющих удаленно получить государственные и муниципальные услуги и пр.
При этом, поскольку при организации предоставления государственных и муниципальных услуг речь идет о социально значимой информации, об информации, содержащей персональные данные или охраняемую законом тайну, необходимо гарантировать, что запросы на предоставление государственной или муниципальной услуги, а также подтверждение получения осуществляются субъектами, имеющими право на получение соответствующей услуги.
Иными словами, при организации удаленного доступа к государственным и муниципальным услугам перед государством стоят задачи обеспечения подтверждения:
- авторства, направляемого заинтересованным лицом (индивидом или организацией) документа;
- целостности документа, то есть отсутствие возможности исказить содержащуюся в электронном документе информацию после того, как такой документ был подписан.
Для решения указанной задачи в практику предоставления государственных и муниципальных услуг внедрена технология электронная подпись. Электронная подпись – это технология криптографического преобразования информации, позволяющая решить следующие важные задачи:
- гарантировать авторство электронного документа, то есть связать подпись с реальным лицом (индивидом или организацией);
- обеспечить целостность информации, то есть гарантировать связь подписи с содержанием документа, а именно гарантировать невозможность искажения сведений, содержащихся в электронном документе после формирования.
Правила использования электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг
Федеральным правительством установлены правила использования электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с указанными правилами право создавать, заменять и выдавать ключи для оказания государственных и муниципальных услуг предоставляются органам и организациям, которые входят в состав инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, которые применяются в целях оказания услуг государством и муниципалитетами в электронной форме, это:
- органы публичного управления, предоставляющие государственные услуги;
- органы муниципального управления, предоставляющие муниципальные услуги;
- организации, которые предоставляют или участвуют в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
- банки;
- другие организации и органы, в случаях которые предусмотрены актами федерального правительства.
Формирование, замена ключа электронной подписи реализуются с применением сервиса генерации ключа единой система идентификации и аутентификации. Этот сервис формирует пароль ключа за счет криптографических методов, утвержденных в качестве допустимых ФСБ РФ.
При этом необходимо отметить, что заинтересованное лицо вправе самостоятельно заменить собственный ключ с применением сервиса генерации ключей на портале государственных и муниципальных услуг.
Важно подчеркнуть, что формирование и изменение ключа для получения услуг от государства или муниципалитета осуществляется на безвозмездной основе. При этом на операторов выдачи ключа возложена обязанность гарантировать конфиденциальность ключа.
Процедура выдачи ключа для использования электронной подписи
Законом определены органы и организации, которые имеют право на выдачу и изменение ключей электронных подписей. Субъект, заинтересованный в получении электронной подписи, должен направить соответствующее заявление в уполномоченный орган или организацию, указав на доступный конкретному оператору способ выдачи ключа:
- получение ключа непосредственного у оператора;
- получение ключа за счет направления оператором регистрируемого почтового отправления;
- получение ключа путем использования индивидуальных средств коммуникации.
Необходимо отметить, что оператор выдачи ключа не имеет возможности уполномочить иную организацию на создание или замену такого ключа. Ответственность за ошибку при установлении личности заинтересованного в выдаче ключа заявителя несет оператор.