Инструменты государственного вмешательства – это система методов, средств и мероприятий, реализуемых государством в области регулирования экономических отношений для правового обеспечения экономического оборота, регулирования условий функционирования бизнеса с учетом общественных интересов, а также для компенсации «провалов рынка» в кризисных ситуациях.
Эволюция инструментов государственного вмешательства
В российской государственной экономической практике в период существования Советского Союза государственное вмешательство в экономику носило абсолютный характер. Сложившаяся в советский период система государственного вмешательства в экономику именовалась административной системой. Здесь важно подчеркнуть разницу между государственным вмешательством в экономику при административном регулировании экономики и при административно-правовом обеспечении функционирования экономики и рынка:
- Когда речь идет об административно-командной системе происходит централизованное распределение производственных ресурсов по секторам экономики.
В условиях свободного рынка государственное вмешательство предполагает:
- формирование организационно-правовой среды для эффективного функционирования экономической системы с учетом общественных интересов за счет действия законов свободного рынка;
- поддержка государством субъектов предпринимательства и общества в кризисные моменты;
- дополнение действия законов свободного рынка и функционирования экономической системы в тех секторах, где рынок не может решить по объективным причинам общественных задач.
Цели использования инструментов государственного вмешательства
Инструменты государственного вмешательства в экономику, в функционирование экономической системы в условиях рынка обеспечивают достижение следующих целей:
- нормативно-правовое обеспечение интересов субъектов экономических отношений;
- текущее административное регулирование среды функционирования предпринимателей для оптимального распределения ресурсов производства и рационального их использования с точки зрения интересов социума.
Цели, задачи, пределы и границы государственного вмешательства в экономическую систему определяют законодательные и подзаконные акты:
- законодательные акты фиксируют и гарантируют реализацию права собственности его защиты;
- законодательные акты гарантируют соблюдение принципов рыночных отношений, в том числе обеспечение конкуренции, обеспечение равного статуса субъектов бизнеса в предпринимательских отношениях, свободу в определении ими взаимных прав и обязанностей;
- законодательные акты фиксируют условия, процедуру реализации предпринимательской деятельности, в том числе предусматривают разрешительный порядок в отношении реализации отдельных видов деятельности с учетом интересов общества.
Основные направления государственного вмешательства
Государственное вмешательство в экономические отношения для обеспечения эффективного социально-экономического развития государства и обеспечения прав личности осуществляется по следующим направлениям:
- обеспечение гарантированных прав собственности и иных прав граждан и организаций при реализации экономических отношений, в том числе защиты конкуренции;
- защита прав потребителей;
- обеспечение безопасных условий реализации трудовой функции и охраны здоровья личности на производстве;
- обеспечение равных условий при найме и оплате реализации трудовой функции населения;
- обеспечение баланса экологических и иных экономических интересов для обеспечения прав личности на безопасную экологическую среду, обеспечения сохранения и восстановления природной среды и рационального использования природных ресурсов.
Характеристика основных инструментов государственного вмешательства
Для того чтобы гарантировать защиту интересов общества, в том числе предпринимателей и потребителей, а также государства от негативных последствий недобросовестной конкуренции допускается государственное вмешательство по следующим направлениям:
- определение правил бухгалтерского финансового учета и отчетности по итогам деятельности экономических субъектов. Реализация указанного инструмента позволяет гарантировать наличие информации, характеризующей финансовое состояние экономического субъекта, размера его доходов и убытков, стабильность его экономического положения и потенциала к исполнению обязательств;
- формирование института аудиторской деятельности. Это субъекты, которые осуществляет контрольные мероприятия в отношении экономической и финансовой деятельности субъектов бизнеса. Основными задачами аудита является проверка исполнения налоговых обязательств, выявление наличия или отсутствия угрозы банкротства субъектов предпринимательства. Задачи аудита реализуется как государственными, так и частными аудиторами;
- разрешительный порядок ведения отдельных видов экономической деятельности.
Лицензирование отдельных видов деятельности решает задачи:
- контроля со стороны государства за отдельными секторами национальной экономики, имеющими исключительное значение для экономического и социального развития;
- предотвращения функционирования некомпетентных экономических субъектов в тех сферах, где непрофессионализм может нанести существенный ущерб интересам личности, общества и государства;
- определения основных правил функционирования экономических субъектов в рамках гражданско-правового регулирования, гарантирование равного правового положения экономических субъектов, принципов договорных отношений экономических субъектов, установления ключевых характеристик наиболее распространенных договорных конструкций и пр.;
- регулирования функционирования банковского механизма;
- использования административно-правового противодействия монополизации рынка, в том числе за счет инструментов принудительного разукрупнения, контрольных инструментов в области установления цен и уровня рентабельности организаций-монополистов и др.