Институциональные преобразования бюджетного сектора РФ – это целенаправленная управленческая деятельность органов и субъектов Федерации, а также муниципальных образований, направленная на реформирование бюджетного процесса и бюджетных отношений посредством формирования организационных структур, обеспечивающих рационализацию и повышение полезности бюджетных процессов.
Характеристика институциональных преобразований бюджетного сектора в РФ
Институциональные преобразования в бюджетном секторе РФ представляют собой целенаправленную деятельность органов и должностных лиц публичного управления, которая опосредует организацию системы правоотношений в бюджетном секторе таким образом, чтобы каждый элемент бюджетной системы функционировал наиболее эффективно и, как следствие, обеспечивалось достижение максимально полезных социальных последствий во всех сферах управления.
Необходимость институциональных преобразований отечественного бюджетного сектора особенно ярко проявляется в кризисных условиях, когда для нормального общественного функционирования требуется привлечение дополнительных ресурсов финансирования, а такое финансирование осуществляется фрагментарно, несистемно, неэффективно. Необходимо отметить, что недостатки бюджетного сектора проявляются и в обычных условиях. Так, сегодня не получают необходимой государственной поддержки такие социальные сферы, как медицинское обеспечение, пенсионное обеспечение, предоставление образовательных, культурных услуг, развитие физкультуры и спорта и пр.
В современных условиях бюджетный сектор в РФ сам выступает институциональной структурой общественно-государственного устройства, который решает такие задачи публичного управления, как аккумулирование и распределение финансовых ресурсов общества для наиболее полного удовлетворения потребностей отдельной личности и общественных интересов.
Значение институциональных преобразований бюджетного сектора в РФ
Институциональные преобразования предполагают формирование институтов как социальной системы статусов и правил взаимодействия, направленных на эффективное обеспечение прав личности. Иначе говоря, институциональные преобразования в сфере публичного управления – это установление желаемой модели реализации полномочий должностными лицами и органами власти и желаемой модели взаимодействия с населением, воздействия на общественные отношения в экономической, социальной, налоговой, финансовой, бюджетной и иных сферах.
Практика публичного управления в качестве положительных последствий институциональных преобразований позволяет выделить оптимизацию управленческих процедур, повышение их эффективности. Так, прямыми следствиями институциональных преобразований в любой сфере управления являются:
- совершенствование и оптимизация сектора управления с точки зрения динамики ее эффективности;
- изменение количественных и качественных показателей управленческого воздействия в подведомственной сфере, что отражается в повышении качества и результативности управленческой деятельности.
Кризисные экономические явления внутри страны и на международном рынке ставят задачи институциональной модернизации бюджетного сектора в РФ для преодоления следующих негативных аспектов:
- преодоление сырьевой направленности отечественной экономики посредством формирования институтов аккумуляции и направления бюджетных средств на инновационное и научно-технологическое обновление экономики, в том числе посредством реализации программ прямого, субсидиарного финансирования инновационных проектов в приоритетных для стратегического развития страны отраслях;
- отдельного внимания заслуживает институциональное обновление направления поддержи предпринимателей малого и среднего уровня. Проводимая сегодня политика поддержки бизнеса малого и среднего уровня носит несистемный характер, не решает поставленные перед ней задачи формирования класса средних и малых предпринимателей в стране, что, в свою очередь, не позволяет обеспечить рост объема налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
- преодоление проблемы недостаточного финансирования социальной сферы также требует институциональных преобразований бюджетного сектора: сегодня бюджетные учреждения в области культуры, спорта, образования, медицины зачастую используют объекты недвижимости, находящиеся в непригодном для реализации их социальных функций состоянии, оплата труда работников социальной сферы не отвечает их нагрузке и не обеспечивает удовлетворение даже базовых потребностей;
- институционального обновления бюджетной сферы требует и необходимость повышения социальной защиты населения: пенсионное обеспечение и поддержка социально уязвимых слоев населения не соответствует современным общественным запросам и пр.
Показатели эффективности институциональных преобразований бюджетного сектора в РФ
Для исследования эффективности институциональных преобразований бюджетного сектора РФ целесообразно использовать следующие параметры оценки:
- долевое соотношение расходных обязательств по главным сферам бюджетного финансирования, в том числе в сфере здравоохранения, в сфере культуры и спорта, в образовательной сфере и пр.;
- показатели эффективности государственного управления в бюджетном секторе, в том числе качества бюджетного процесса в соотношении с поставленными целями публичного управления в соответствующий период времени;
- отношение объема бюджетных расходных обязательств на социальные мероприятия к внутреннему валовому продукту;
- параметры социального расслоения по уровню благосостояния и пр.
Оценка бюджетного сектора в РФ на основе приведенных параметров позволяет говорить о необходимости его институциональной модернизации. Так, недостаточная эффективность бюджетного сектора в РФ находит выражение в следующих негативных социальных тенденциях:
- высокий уровень бедности среди российского населения;
- недостаточная доступность образовательных услуг;
- высокая смертность населения, в том числе вызванная социально значимыми болезнями;
- низкий уровень экологической безопасности и пр.