Государство как субъект управления – это самостоятельная организация, наделенная суверенитетом, имеющая специальный механизм принуждения и управления, определяющая правовой порядок в рамках определенной территории.
Понятие государства как субъекта управления
В системе государственного управления не существует единого подхода к определению содержания понятия «государство». В России термин «государство» происходит от древнерусского термина «государь», использовавшегося для обозначения князя-правителя Древней Руси.
Термин «государство» можно рассматривать в контексте двух аспектов:
- во-первых, в качестве страны, общности людей, имеющих свои органы управления и проживающих на определенной территории;
- во-вторых, в качестве политического института, то есть системы учреждений, наделенных верховной властью на определенной территории.
Зачастую термины «государство» и «страна» используются в качестве синонимов, однако они имеют существенные различия.
Термин «государство» применяется для обозначения политической системы власти, установленной в рамках определенной территории, особого рода организации. При этом понятие «страна» используется в культурном, общегеографическом, ином аспекте и характеризуется менее официальной окраской.
Государство является универсальной общественно-политической организацией, наделенной публичной властью и имеющей специализированный аппарат управления социально-экономическими процессами, в рамках определенной территории, подлежащей действию ее суверенитета.
Характеристики государства как субъекта управления
Государство в качестве субъекта управления обладает определенными общими характеристиками, к числу которых можно отнести следующие:
- во-первых, государство выступает в качестве источника безопасности и устойчивого правопорядка общества, включая экономический, социальный, общегражданский и общечеловеческий смысл;
- во-вторых, государство наделено уникальными средствами управления, в число которых включается законодательство, государственные служащие, государственные финансы и иные ресурсы;
- в-третьих, государство выступает в качестве организации, способной объединить все население страны вне зависимости от таких характеристик как религиозные убеждения, национальная принадлежность, культурные различия.
Государство является проводником и организатором различных реформ, выступая в качестве арбитра при возникновении общественных конфликтов, обеспечивает формирование правового климата в обществе.
Признаки государства как субъекта управления
Сущность государства как субъекта управления раскрывается через его ключевые признаки, к числу которых относятся следующие:
- во-первых, территория, представляющая собой ограниченное пространство, в границах которого распространяется государственный суверенитет, органы государственного управления обеспечивают реализацию своих полномочий. Территория включает в себя такие составляющие как суша, вводное и воздушное пространство, недра;
- во-вторых, население, представляющее собой человеческое сообщество, которое проживает на территории государства. При этом следует понимать различие между понятиями народ и население. Под народом понимают социальная общность, наделенную общей исторической и культурной идентичностью за счет общих черт исторического сознания и культуры. Население при этом включает в себя один или несколько народов;
- в-третьих, публичная власть, представляющая собой наличие способности, возможности, права определения общественного поведения и деятельности граждан, проживающих на территории конкретного государства;
- в-четвертых, налоги, представляющие собой безвозмездные и общеобязательные платежи, обеспечивающие финансирование деятельности органов государственного и муниципального управления;
- в-пятых, право, представляющее собой универсальный регулятор общественных отношений, закрепляющий основы существующего государственного строя;
- в-шестых, армия, представляющая собой совокупность вооруженных сил, деятельность которых направлена на обеспечение защиты государства от угроз внутреннего и внешнего характера, составляющая обязательный атрибут существования любого государства;
- в-седьмых, государственный суверенитет, представляющий собой международную правосубъектность, выражающуюся в способности государства самостоятельно осуществлять внешнюю и внутреннюю политику.
Специфика государства как субъекта управления
Как субъект управления государство выступает в качестве самостоятельной организации, имеющиеся суверенитет, определенный аппарат и механизм управления. Государство наделяется населением политической властью, выражающейся в соответствующих правах и функциях. Для их реализации государство формирует органы государственного управления, устанавливает для них области управления, выступающие в качестве объектов, а также вырабатывает механизм управления, каналы передачи управленческих воздействий, включая каналы обратной связи от объектов управления.
В качестве субъекта управления государства является комплексным инструментом власти, реализующим свое действие через систему органов государственного управления. Каждый орган государственного управления при этом обладает определенной самостоятельностью при реализации своих функций. Совокупность органов государственного управления, выступающих в качестве субъектов управления делится следующим образом:
- во-первых, в соответствии с критерием вида государственной власти органы государственного управления могут быть законодательными, исполнительными и судебными;
- во-вторых, в соответствии с критерием уровня организации управления и власти органы государственной власти делятся на центральные, региональные и местные;
- в-третьих, соответствии с характером, целями, средствами воздействия на объект органы государственного управления делятся на политические, административные и экономические;
- в-четвертых, в соответствии с критерием характера институционализации органы государственного управления могут быть формально созданными и действующими в качестве общественных институтов;
- в-пятых, в соответствии с критерием состава органы государственного управления могут быть коллективными и индивидуальными.