Здравоохранение как объект государственного управления
Система здравоохранения призвана обеспечивать сохранность и укрепление здоровья населения за счет осуществления таких видов деятельности медицинских учреждений как лечебная, профилактическая и иная.
Совокупность медицинских учреждений образует собой отрасль здравоохранения, имеющую социальный характер и всеохватывающий масштаб.
Система здравоохранения формируются с учетом двух основных принципов:
- во-первых, территориальный принцип, обеспечивающий размещение учреждений здравоохранения на всех территориях, где это необходимо;
- во-вторых, отраслевой принцип, выражающийся в наличии собственных медицинских комплексов у отдельных ведомств (Министерство обороны, Федеральная служба безопасности, министерство внутренних дел и так далее).
Деятельность системы здравоохранения делится на:
- во-первых, лечебную, призванную устранять причины и симптомы заболевания;
- во-вторых, профилактическую, призванную предотвращать возникновение заболеваний;
- в-третьих, санитарно-эпидемиологический надзор, направленный на выявление и пресечение нарушений в сфере социально-эпидемиологического благополучия населения;
- в-четвертых, выдачу разрешений на применение лекарственных средств.
Здравоохранение является непроизводственной отраслью, основу финансирования которой составляют средства бюджетов различных уровней (федерального, региональных и муниципальных). Помимо этого учреждения здравоохранения могут оказывать платные услуги населению, обеспечивая таким образом самофинансирование.
Конституция России определяет здравоохранение как предмет совместного ведения федеральных и региональных органов власти.
В системе здравоохранения можно выделить три блока:
Государственную систему здравоохранения, формируемуют:
- федеральными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление системой здравоохранения, Российскую Академию медицинских наук. Данные органы осуществляют планирование и реализацию мер, направленных на охрану здоровья населения;
- организации медицинского, аптечного, санитарно-профилактического и фармацевтического назначения, находящиеся в государственной собственности;
- территориальные органы, осуществляющие санитарно-эпидемиологический надзор;
- учреждения, производящие судебно-медицинскую экспертизу;
- службы материально-технического обеспечения;
- предприятия, занятые производством медицинских препаратов и медицинской техники;
- другие предприятия медицинского назначения.
Муниципальную систему здравоохранения, в состав которой входят:
- органы муниципального управления, уполномоченные государством осуществлять управление сферой здравоохранения в пределах муниципального образования;
- организации медицинского, аптечного и фармацевтического назначения, находящиеся в муниципальной собственности;
Частная система здравоохранения, включающая в свой состав:
- учреждения лечебно-профилактического и аптечного учреждения, находящиеся в частной собственности;
- лиц, осуществляющих частную медицинскую практику и частную фармацевтическую деятельность.
Федеральный орган, осуществляющий управление здравоохранением
На уровне федеральной власти органом, ответственным за государственное управления здравоохранением, является Министерство здравоохранения и социального развития.
В состав функций, реализуемых данным Министерством, входят следующие:
- разработка государственной политики и осуществление нормативно-правового регулирования сферы здравоохранения;
- решение организационных вопросов медицинской профилактики, особенно СПИДа и заболеваний инфекционного характера;
- организация помощи и реабилитации медицинского характера;
- организация деятельности в сфере фармацевтики;
- контроль качества, безопасности и эффективности лекарственных препаратов;
- санитарно-эпидемиологический надзор;
- оценка опасных воздействий на организм человека;
- разработка и реализация медицинских технологий с учетом последних достижений в данной сфере и так далее.
Реализация перечисленных функций требует от Министерства здравоохранения и социального развития
осуществление координации и контроля деятельности поднадзорных ей Федеральных служб, осуществляющих надзор в сфере здравоохранения, труда и занятости, защиты прав потребителей и благополучия человека и так далее.
Санитарно-эпидемиологический надзор как форма государственного управления здравоохранением
Одним из важнейших самостоятельных направлений государственного управления здравоохранением выступает санитарно-эпидемиологический надзор.
Санитарно-эпидемиологический надзор призван осуществлять деятельность по:
- контролю выполнения законодательства санитарного характера;
- контролю проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий профилактического характера;
- контролю выполнения предписаний и постановлений в сфере санитарно-эпидемиологического надзора;
- осуществлению санитарно-карантинного контроля на государственной границе страны;
- осуществлению мер пресечения законодательства санитарного характера;
- выдаче предписаний и вынесению постановлений относительно фактов нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства;
- по привлечению к ответственности нарушителей санитарно-эпидемиологического законодательства;
- контролю санитарно-эпидемиологической обстановки;
- разработке предложений относительно проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий санитарно-противоэпидемического или профилактического характера;
- осуществлению статического наблюдения в сфере санитарно-эпидемиологического надзора и так далее.
Осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора возлагается на единую федеральную централизованную систему органов и учреждений.