Государственное управление в сфере лесного хозяйства – это деятельность уполномоченных органов государственного управления по организации, регулированию деятельности лесного хозяйства с целью обеспечения бережного и оптимального использования лесного фонда.
Полномочия региональных властей в сфере управления лесным хозяйством
Структура управления сферой лесного хозяйства в России установлена Лесным кодексом России и подразумевает реализацию принципа разделения полномочий между различными уровнями государственного и муниципального управления.
Особое место в структуре полномочий по управлению лесной сферой занимает делегирование полномочий в отношении управления лесами, которые находятся в собственности федерации, региональным властям. Результатом такого делегирования является сосредоточение полномочий по управлению более чем 90 процентами всего лесного массива страны на уровне регионов. В состав полномочий региональных властей в сфере управления лесным хозяйством входят:
- во-первых, организация государственной охраны лесов, лесного контроля и надзора;
- во-вторых, проведение разработки экспертизы в отношении лесных планов и лесохозяйственных регламентов;
- в-третьих, организация использования лесных ресурсов, лесов, лесных земель;
- в-четвертых, организация системы и процесса управления лесным хозяйством и лесами на территории регионов.
Специалисты отмечают неравномерность такого делегирования полномочий по управлению лесным хозяйством в отношении региональных властей. Региональные власти фактически получили только полномочия исполнительно-распорядительного характера, включающие в себя формирование органов, осуществляющих управление лесами, организацию охраны и воспроизводства лесных ресурсов, предоставление их в пользование, осуществление лесного надзора и контроля. Однако при этом полномочия нормативно-правового регулирования и финансового обеспечения управления лесным хозяйством остались за федерацией. Большинство актов, регулирующих порядок управления лесным хозяйством, подлежит утверждению российским Правительством или федеральными органами власти, уполномоченными на это.
Региональные власти получили нормотворческие полномочия только в отношении не значимых нормативно-правовых актов, призванных регулировать практические вопросы организации использования лесов населением.
Большая часть финансовых ресурсов, направляемых на финансирование лесного хозяйства, аккумулирована в федеральном бюджете, из которого средства распределяются между регионами России в установленном российским Правительством и иными уполномоченными федеральными органами порядке.
В целом, следует отметить, что практическая организация управления сферой лесного хозяйства возложена на региональные власти, которые отвечают и за достижение конечного результата в этой области. Однако требования к порядку организации системы управления лесным хозяйством определяются федеральными властями, как и объем выделяемых на это средств.
Федеральные органы управление сферой лесного хозяйства
Структура федеральных органов управления лесного хозяйства носит неоднозначный характер, по мнению специалистов данной сферы. Реализацию полномочий, направленных на осуществление нормативно-правового регулирования и выработку политики государства в сфере лесного хозяйства, осуществляет Министерство природных ресурсов России. В его ведении находится Федеральная служба и Федеральная агентство соответствующей направленности.
Федеральное агентство лесного хозяйства – это орган государственного управления федерального уровня, на который возложено распределение средств государственного бюджета между региональными властями с целью организации и содержания лесного хозяйства, осуществления управления сферой лесного хозяйства, в том случае, если не была осуществлена передача соответствующих полномочий региональным властям или по какой-либо причине эти полномочия были изъяты у региональных властей.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования – это орган государственного управления федерального уровня, реализующий полномочия по организации пожарного лесного надзора.
Таким образом, можно сделать вывод, что существующая система федеральных органов управления сферой лесного хозяйства охватывает лишь незначительную часть полномочий в данной сфере.
Функции государственного управления в сфере лесного хозяйства
Система государственного управления сферой лесного хозяйства призвана обеспечивать реализацию следующих функций:
- во-первых, планирование действий, направленных на использование лесов. В первом случае функция подразумевает осуществление лесного планирования, проведение государственной инвентаризации лесного хозяйства, утверждение регламентов в сфере лесного хозяйства;
- во-вторых, организация защиты использования лесного хозяйства. Выполнение этой функции подразумевает осуществление лесоустройства, проведение работ по лесоразведению, организацию воспроизводства лесов, осуществление защиты и охраны лесов, принятие решений по предоставлению лесных участков для использования;
- в-третьих, осуществление надзора и контроля в отношении использования лесов. Эта функция включает в себя осуществление государственного пожарного надзора за лесным хозяйством, лесного надзора и контроля, именуемого лесной охраной.
Большей частью функции по осуществлению защиты лесов возлагается на лиц, получивших право использования лесных участков. Однако в тех случаях, когда такая ответственность не перекладывается на лиц, получивших право использования лесных участков, или лесные участки не используются, осуществление их защиты возлагается на государство в лице органа федерального и регионального управления, а в некоторых случаях и на муниципальной власти.
Государство обеспечивает защиту, охрану и воспроизводство лесного массива.