Государственное управление в области использования, защиты и охраны лесного фонда – это направление государственной политики, обеспечивающее охрану лесного фонда при использовании лесов в качестве природного ресурса, соблюдение приоритетности охраны природных объектов перед их использованием.
Необходимость государственного управления в сфере использования, защиты и охраны лесного фонда
Российский лесной фонд имеет значительный удельный вес в составе всех земель Российской Федерации. В связи с этим российское законодательство рассматривает лесной фонд в качестве одного из наиболее значимых природных ресурсов. Однако это не освобождает государство от необходимости защиты лесного фонда при организации его использования.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда России 1998 года лесной фонд признан в качестве публичного достояния российского народа, а также особой федеральной собственности, наделенной специальным правовым режимом за счет многофункциональности и жизненной важности его роли и значимости для государства и общества. Это обуславливает высокую заинтересованность государства в обеспечении сохранности и развития лесного фонда не только в качестве природного ресурса, но и в качестве природного объекта. Современные экономические условия оказывают отрицательное воздействие на охрану и рациональное использование лесного фонда, однако российские власти пытаются предпринимать попытки, направленные на совершенствование законодательства в сфере защиты, использования и охраны лесного фонда.
Современное состояние лесного фонда свидетельствует о его хищническом использовании и пожароопасных условиях его эксплуатации. На российское население налагаются ограничения по льготному или бесплатному использованию валежника и сухостоя, свободному пребыванию в лесах для сбора ягод, грибов и прочего. Все это требует совершенствования лесного законодательства и государственного регулирования сохранения, рационального использования и увеличения лесного фонда, а также его охраны.
Органы власти, ответственные за государственное регулирование использования, защиты и охраны лесного фонда
Совокупность органов власти, ответственность за государственное регулирование использования, защиты и охраны лесного фонда делится на следующие группы:
- во-первых, органы власти исполнительного характера общей компетенции;
- во-вторых, специально уполномоченные органы государственной власти специальной компетенции.
В первую группу органов власти включается российское Правительство, а также исполнительные органы власти регионального уровня. Компетенция данных органов включает в себя осуществление полномочий по управлению лесным фондом, его землями на территории страны или отдельных регионов Российской Федерации вне зависимости от того, в чьем владении или использовании находится лесной фонд.
На российское Правительство возложено осуществление государственного управления и государственного регулирования в сфере использования, охраны, защиты лесного фонда и обеспечения его воспроизводства за счет издания соответствующих нормативно-правовых документов или создания специальных уполномоченных федеральных органов исполнительного характера. Исполнение функции государственного управления лесным фондом также возлагается и на исполнительные органы власти регионального уровня, которые могут осуществлять собственные полномочия либо непосредственно, либо через систему территориальных органов управления лесным фондом.
Вторая группа органов власти, ответственных за управление лесным фондом, представлена:
- во-первых, Министерством природных ресурсов и экологии, ответственным за рациональное природопользование и охрану окружающей среды;
- во-вторых, Министерством сельского хозяйства, ответственным за использование и охрану растительного и животного мира;
- в-третьих, Министерством социальной защиты и здравоохранения населения, ответственным за обеспечение благополучия населения в санитарно-эпидемиологическом плане;
- в-четвертых, Министерством по чрезвычайным ситуациям, ответственным за обеспечение пожарной безопасности лесного фонда.
Также в структуру данных органов включают Федеральные службы по природопользованию, по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения, фитосанитарному надзору, ветеринарному надзору.
Помимо этого, государственное регулирование лесного фонда осуществляет Федеральное агентство лесного хозяйства.
Каждый из перечисленных органов власти в системе государственного регулирования лесного фонда наделен определенными управленческими функциями по конкретным направлениям.
Особое место в системе государственного регулирования лесного фонда занимают органы экологического надзора, которые реализуют контрольно-надзорную функцию в отношении неукоснительного исполнения действующего экологического и природоресурсного законодательства, в том числе в отношении лесов. Эти органы не наделены нормотворческими полномочиями.
Функции государственного регулирования лесного фонда
Государственное регулирование лесного фонда призвано обеспечивать:
- реализацию мер, направленных на восстановление лесного фонда, его мелиорацию, рациональное ведение лесного хозяйства;
- нормативное регулирование лесоустройства, формирование методики и порядка лесоустройства;
- организацию лесных аукционов и конкурсов, регулирование порядка их осуществления;
- рассмотрение ходатайств относительно перевода лесных земель в иное назначение, организации изъятия земель лесного фонда.
Правовые основы государственного регулирования лесного фонда обеспечивает Лесной кодекс Российской Федерации, положения о федеральных и региональных органах власти исполнительного характера в данной сфере. Органы власти осуществляют распоряжение лесными ресурсами, ведут учет государственного лесного фонда, лесной кадастр, осуществляют мониторинг и иные лесоохранные действия.