Роль государства в управлении рынком
Государство как институт, учрежденный для упорядочения общественных процессов в социально значимых областях, реализует управленческое воздействие и в экономической сфере. В условиях демократического общества, свободного рынка государство не решает задачи контроля производства и распределения продукта, этот аспект рыночных отношений регулируется самостоятельно субъектами рыночных отношений в условиях конкуренции. Однако такие аспекты рыночных отношений, как монополистическая деятельность, инфляционные процессы, безработица и пр., требуют государственного вмешательства. Кроме того, рыночные отношения требует регулирования с точки зрения обеспечения социальных интересов населения, в частности посредством взимания налогов, ограничения оборота отдельных продуктов.
Таким образом, в условиях рыночной экономики государство решает задачи, которые участники рыночных отношений не могут решить самостоятельно, а именно:
- формирование условий, обеспечивающих равенство участников рыночных отношений и конкуренцию, устранение монополий;
- контроль производства социально значимого продукта;
- устранение последствий социально несправедливого распределения доходов посредством поддержки социально уязвимых слоев населения;
- обеспечение научной деятельности, в частности посредством финансирования и поддержки инновационных разработок;
- контроль рынка труда и др.
Рыночная экономика – это самоуправляемая система сложных экономических отношений, которая постоянно изменяется под воздействием большого числа внутренних и внешних факторов.
Производители и потребители продукта во многом самостоятельно своими действиями определяют закономерности развития рынка или, напротив, его застоя. Однако есть и внешние факторы – положение страны на мировой арене, политическая стабильность внутри страны, благоприятность налогового режима, инвестиционного климата и пр.
Предпосылки государственного управления рынком
История развития рыночных отношений выявила следующие аспекты рыночных отношений, требующие государственного вмешательства.
Государственного вмешательства объективно требует обеспечение конкурентной среды как необходимого условия свободного рынка. Монополистическая деятельность приводит к нарушению порядка ценообразования, ценовой дискриминации, ценовым сговорам, навязыванию невыгодной для потребителя условий, в том числе высокой цены, и др. Указанное требует реализации со стороны государства, как законодательных антимонопольных инициатив, так практической антимонополистической деятельности. Антимонополистическое законодательство должно ограничиваться мерами достаточными и необходимыми для обеспечения структуры производства, позволяющей сохранять конкурентную среду на рынке.
Помимо того, наличествуют такие виды производства, которые не могут эффективно функционировать в рыночной среде, в частности, к ним относится производство, окупаемость капитала которого связана с длительными сроками, при этом социальный эффект такого производства не может измеряться в денежной форме. Это деятельность научных учреждений, поддержание обороноспособности страны, деятельность правоохранительных органов, деятельность в области здравоохранения, образования.
Так же рыночные инструменты саморегулирования имеют объективные границы. Деятельность государства должна восполнять недостатки таких инструментов, в частности обеспечивать равновесие в экономических отношениях, поддерживать на должном уровне занятость и сокращать безработицу, поощрять рациональное экономическое поведение, в том числе решать такие задачи, как обеспечение восстановления и воспроизводства природных ресурсов, рациональное использование невоспроизводимых ресурсов, охрану природы.
Функции государственного управления рынком
Оказывая управленческое воздействие на рыночные отношения, государство осуществляет следующие функции:
- правовая. Названная функция заключается в гарантированных государством защите частной собственности, обеспечении равенства участников гражданских, в том числе экономических, отношений, рассмотрению и разрешению споров между предпринимателями, между предпринимателями и потребителями продукта. При этом государство обеспечивает повышенную защиту наиболее уязвимых участников рыночных отношений, например, повышенные гарантии предусмотрены для потребителей (на предпринимателя возложены обязанности по предоставлению исчерпывающей информации о продукте, по добровольному удовлетворению обоснованных претензий потребителей под угрозой штрафа), более мягкие налоговые режимы устанавливаются для субъектов малого предпринимательства, оказывается государственная поддержка производителям важных для экономики страны отраслей и пр.;
- прогностическая. На государство возложена задача по планированию и прогнозированию экономического развития страны, в том числе принятие мер и проведение мероприятий, способствующих предотвращению кризисных экономических явлений или преодолению таких явлений;
- стабилизирующая. Государство решает задачи сохранения, увеличения числа рабочих мест, поддержки важных для экономики страны отраслей хозяйствования, отдельных предприятий, в том числе кредитных организаций. Так, в частности, реализуя программы поддержки малого предпринимательства, государство обеспечивает новые рабочие места, внедрение инновационных технологий, продвижение новых продуктов на рынок и пр.
Кроме того, государство в рыночных отношениях реализует такие функции, как обеспечение конкурентной среды. Число необходимых инструментов реализации названной функции не исчерпывается ограничением монополии, но и ставит более масштабные управленческие задачи – формирование благоприятных для субъектов рыночной экономики налогового режима, инвестиционного климата.