Государственное управление развитием территорий с монопромышленной структурой – это целенаправленная деятельность органов власти, направленная на поддержку и развитие территории (региона, муниципального образования), благосостояние которой напрямую связано с функционированием одного предприятия, имеющего при этом стратегическое значение для государства и общества.
Специфика территории с монопромышленной структурой
Отечественная экономика с развитием промышленности наращивала территории с монопромышленной структурой, которые характеризуются следующими чертами:
- на территории действуют от одного до трех промышленных предприятий одного профиля или несколько предприятий, выступающими звеньями одного производственного процесса;
- относительная ограниченность территории, ее удаленность от иных населенных пунктов, где население способно было бы реализовать свои права на выбор трудовой деятельности и пр.;
- преимущественное обеспечение расходных обязательств муниципального бюджета функционированием промышленного предприятия;
- профессиональная однородность работоспособного населения территории.
Значение государственного управления развитием территории с монопромышленной структурой
Прогрессивное развитие федеральной территории напрямую связано с развитием отдельных территорий, ее образующих, – регионов и муниципалитетов. При этом особо остро стоит проблема развития территорий, которые обеспечиваются функционированием одного промышленного предприятия, так называемые территории с монопромышленной структурой. Основной угрозой развития для территорий с монопромышленной структурой является зависимость благосостояния населения и уровня развития всех сфер общественной жизни от эффективности функционирования конкретного промышленного предприятия, и, как следствие, неспособности территории противостоять вызовам внешней среды.
Экономика новой России как демократического правового государства и гражданского общества требует формирования специальных методик управления применительно к территориям, характеризующимся особенностями социально-экономического развития, в том числе к территориям с монопромышленной структурой.
История государственного управления развитием территории с монопромышленной структурой
Необходимо подчеркнуть, что поиск эффективных инструментов развития территорий с монопромышленной структурой осуществляется органами публичного управления перманентно. Эффективное развитие территорий с монопромышленной структурой имеет важнейшее значение для стратегического развития государства.
Формирование территорий с монопромышленной структурой является характерной особенностью индустриального развития страны: значительный период индустриализации города создавались для обслуживания предприятий промышленности и определяли развитие не только муниципальной, но и региональной территории. Таким образом, традиционными чертами организации хозяйства на территории страны является расселение населения и образование городов вокруг промышленного предприятия.
Кризисные явления в период перестройки в 1990-х гг. остро отразились на территориях с монопромышленной структурой: приватизированные, разграбленные, устаревшие промышленные предприятия перестали функционировать, а население утратило единственную возможность получения дохода от трудовой деятельности.
Вторую волну негативных экономических явлений территории с монопромышленной структурой пережили в период кризиса 2008-2009 гг.
В 2014 г. усилиями публичного управления был учрежден Фонд развития городских территорий с монопромышленной структурой. В качестве основной цели функционирования Фонда было провозглашено формирование среды, способной обеспечить учреждение новых рабочих мест и привлечение капитала на территории с монопромышленной структурой.
Инструменты государственного управления развитием территории с монопромышленной структурой
Сегодня для развития территорий в отечественной практике управления активно применяются инструменты формирования территорий опережающего развития. Такие территории должны обеспечивать повышение предпринимательской активности, инвестиционной привлекательности территории с монопромышленной структурой.
Специальное законодательство предусматривает создание таких территорий, по общему правилу, на десятилетний срок (закон допускает продление срока) для решения следующих задач:
- формирование благоприятной среды для размещения инвестиций на территории с монопромышленной структурой;
- активизация темпов социально-экономического роста;
- формирование комфортной среды для жизнедеятельности населения территории.
Для резидентов такой территории действуют благоприятные налоговые режимы – льготные ставки по налогам на прибыль, на добычу ископаемых, на землю, на имущество и др., снижены ставки взносов в социальные фонды.
Кроме того, органы публичного управления регионального и местного уровней могут формировать дополнительные благоприятные условия – учреждать технопарки, снижать административные барьеры, оказывать поддержку в реализации инновационных бизнес-проектов и пр.
При этом, очевидно, что формирование территорий опережающего развития – это лишь один из необходимых элементов управления монотерриториями. Федеральные, региональные и местные органы должны на основе комплексного инновационного, инвестиционного, экологического, социально-экономического прогнозирования и планирования разработать для каждого типа таких проблемных территорий систему мер и мероприятий экономической модернизации, экологического восстановления и пр., в частности, посредством использования моделей государственно-частного партнерства с привлечением к решению социально-экономических задач на взаимовыгодных условиях субъектов частного хозяйствования.