Принципы и содержание государственного управления образованием
В основе организации государственного управления образованиям лежат такие принципы как:
- принцип законности, подразумевающий регулирование сферы образовании в соответствии с принятыми нормативными актами;
- принцип демократии, подразумевающий привлечение к процессу принятие управленческих решений всех заинтересованных сторон;
- принцип автономии образовательных организаций, подразумевающий имущественную, финансовую и управленческую обособленность учреждений образования;
- принцип информационной открытости образовательной системы, подразумевающий предоставление необходимых сведений о деятельности образовательных учреждений заинтересованным лицам;
- принцип учета общественного мнения, подразумевающий принятие во внимание общественных интересов при организации и осуществлении образовательной деятельности;
- принцип государственно-общественного характера образовательной деятельности.
Государственное управление образованием призвано:
- во-первых, формировать систему органов государственного, регионального и муниципального управления исполнительного характера, призванных осуществлять управление образованием и взаимодействовать по этому поводу друг с другом;
- во-вторых, осуществлять стратегическое планирование перспектив развития образовательной системы;
- в-третьих, принимать и реализовывать государственные и региональные программы, призванные развивать образовательную систему;
- в-четвертых, проводить мониторинг системы образования;
- в-пятых, обеспечить деятельность органов государственного управления образованием информационными и методическими материалами;
- в-шестых, осуществлять государственную регламентацию деятельности в сфере образования;
- в-седьмых, выполнять независимую оценку качества образовательных услуг;
- в-восьмых, проводить аккредитацию;
- в-девятых, подготавливать и повышать квалификацию государственных служащих, осуществляющих государственное управление образовательной сферой.
В состав органов, осуществляющих государственное управление образовательной сферой, входят органы государственного и регионального управления. Реализация полномочий государственного управления образованием осуществляется исполнительным государственным органом, осуществляющим выработку государственной политики в сфере образования, ее нормативно-правовое регулирование и контрольно-надзорную деятельность.
Регламентация государством образовательной деятельности
Образовательная деятельность подлежит государственной регламентации.
Государственная регламентация образовательной деятельности – это установление единообразных требований к осуществлению деятельности в сфере образования и выполнению процедур установления этих требовании и проверки их соблюдения образовательными учреждениями.
Система государственной регламентации образовательной деятельности включает в себя три направления:
- во-первых, это лицензирование в сфере образования;
- во-вторых, это государственная аккредитация в сфере образования;
- в-третьих, это государственная контрольно-надзорная деятельность в сфере образования.
Государственное лицензирование в сфере образования
Деятельность в сфере образования подлежит лицензированию.
Лицензирование в сфере образования делится:
- по видам;
- по уровням;
- по профессиям и специальностям и так далее.
Лицензирование в сфере образования осуществляется уполномоченным на то органом государственной исполнительной власти.
Лицензия в части приложения содержит сведения о видах и уровнях образования, в том числе дополнительного образования, местах оказания образовательных услуг и так далее.
Лицензия в сфере образовательной деятельности может переоформляться в связи с определенными основаниями или носить временный характер (на один год).
Государственная аккредитация в сфере образования
Проведение государственной аккредитации в сфере образование основывается на образовательных программах, составленных согласно федеральным образовательным стандартам, на всех уровнях образования, кроме дошкольного.
Государственная аккредитация в сфере образования ориентирована на достижение следующей цели: подтвердить соответствие образовательной деятельности государственным стандартам ее осуществления.
Решение о государственной аккредитации принимается отдельно по отношению к каждой образовательной программе.
Государственная аккредитация осуществляется на основании заявления, которое направляется органу, ответственному за ее проведение:
- непосредственно;
- почтой (письмо с уведомлением);
- электронной почтой (при наличии электронной подписи).
Государственная контрольно-надзорная деятельность в образовательной сфере
Система государственной контрольно-надзорной деятельности в образовательной сфере делится на:
- государственный контроль качества образовательных услуг, осуществляемый на федеральном уровне;
- государственный надзор за сферой образования, осуществляемый на федеральном уровне.
Осуществление контрольно-надзорной деятельности возлагается на уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и региональные органы исполнительной власти, которым передается часть государственных полномочий в сфере контроля и надзора образовательной деятельности.
Федеральный государственный контроль качества образовательных услуг – деятельность, направленная на оценку качества образовательных услуг и соответствия их содержания федеральным образовательным стандартам, реализуемая в форме проверок и принятия мер по результатам таких проверок.
Федеральный государственный надзор образовательной сферы – деятельность по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений субъектами образовательной деятельности требований законодательства в сфере образования, по проведению проверок и принятию мер пресечения устранения последствий нарушений или их пресечения.