Особенности публичного управления и его проблемы в условиях Древней Руси
Государственное управление как целенаправленная деятельность в условиях российского государства находит свои истоки в VIII-IX веках, когда сформировалась само государство Русь. Предшественниками Древнерусского государства стали ранние политические образования.
Специализированные источники содержат упоминание о трех крупных политических центрах, которые можно трактовать как протогосударственные объединения – это:
- Куяба,
- Артания,
- Славия.
Их существование, местонахождение и величина являются дискуссионными вопросами в ученой среде. В IX веке происходит слияние большей части славянских племен в территориальный союз, который получает название Земля Русская. Во главе этого территориального союза находится Киев под руководством династия Кия. Новгородский князь Олег, имеющий варяжское происхождение, в 882 году завоевывает Киев, после чего происходит объединение двух крупнейших политических центров древних славян, новгородского и киевского. Это объединение обозначается как Древнерусское государство. В дальнейшем, примерно с конца IX века до начала XI века древнерусское государство пополняется другими славянскими племенами: северянами, древлянами, тиверцами и прочими.
Объединение опыта и практики управления различных племен формирует исторические условия для осуществления стремительного политического и общественно-экономического развития российского государства.
Развитие государственного управления на Руси
В истории древнерусского государства можно выделить три основных этапа формирования государственности:
- во-первых, IX-XII века, когда сформировалась раннефеодальная система управления государством, пришедшаяся на период существования Киевской Руси;
- во-вторых, XII-XIII века, когда сформировалось огромное количество удельных княжеств, характеризующихся собственной системой управления по причине политической раздробленности;
- в-третьих, XIII-XIV века, когда формирование система управлением находилось под влиянием вассальной зависимости от Золотой Орды.
Развитие государственного управления на Руси в этот период сформировалось под влиянием вызовов и угроз, с которыми сталкивались племена славян. В период феодального развития русского государства для него были характерны те же тенденции, которые определяли политическое развитие Западной Европы в V-XVII веках. В качестве основной тенденции можно выделить переход от варварства к формированию централизованных государств-наций. Развитие государственного управления на Руси характеризуется следующими основными чертами: синтезом политической власти и земельной собственности, иерархией в обществе, основанной на принципе сюзерена-вассала, дробностью политического управления, корпоративностью, отсутствием правопорядка.
Политическое становление Руси подвергалось внешнему воздействию: на него наложили отпечаток татаро-монгольское иго, политические смуты и прочее. Русь пережила и период распада государственности, когда идее великокняжеской власти было противопоставлено отделение княжеских семей. Результатом этого стала невозможность политической гегемонии одного княжества над всеми русскими землями, что привело к междоусобицам и завоеванию страны ханом Батыем. В будущем идея объединения земель будет проводиться уже Московской Русью.
Причины формирования авторитарного типа управления на территории Руси
Для России характерен авторитарный тип управления, существование которого объясняется рядом следующих причин объективного характера.
Во-первых, формирование древнерусского государства как переходная форма славян от варварского состояния к цивилизованному. Основы формирования славянского государства, как и других варварских народов, характеризующихся военной демократией, составили насилия, завоевания, переход от родоплеменных отношений к феодальным, минуя рабовладельчество и государство. Однако развитие стихийного насилия привело к необходимости его упорядочивания. Как результат, возникло раннефеодальное государство Киевская Русь, основанное на процессе этногенеза, при котором народности складываются из племен, формируя начала современных наций. Начавшееся в XIV веке великое переселение народов привело к переходу римских территорий под власть варваров. Этим термином обозначали негреческие народы, например, кельтов, древних славян и германцев. Результатом этнической революции, продолжавшейся 400 лет, стало исчезновение старых и возникновения новых народов, распад и формирование государств. Этот период заложил основы современной этнической и политической карты Европы. Возникновение древнерусского государства вписывается в процесс политогенеза IX-X веков на территории Европы как характерный.
Во-вторых, для Киевской Руси характерна этакратическая модель управления государством, которая отличается проникновением во все сферы жизнедеятельности и ставит общество в зависимость от властной силы. В основе этой модели находится синтез патернализма и авторитаризма. Подданные воспринимают государство как заботливого отца, организующего их жизнедеятельность и гарантирующего безопасность. В результате формируется особый мобилизационный тип развития, ориентированный на достижение целей чрезвычайного характера с использованием соответствующих средств и организационных форм. Россия представляет собой огромное пространство, не имеющее природной защиты с трех сторон: с юга, востока и запада. Как результат, население всегда пребывала в страхе перед внешним врагом, отсюда возникает зависимость подданных от государства. Попытки завоевать Россию осуществлялись начала VI века. Русское государство отдавало все силы, стремясь защитить свои границы и выжить. Зачастую ради этого ограничивалась личная свобода граждан ради общественных интересов. При росте масштабов угрозы выживанию русского общества возрастают требования, предъявляемые государству, его способностям обеспечивать адекватный ответ поступающим вызовом. Все это приводит к увеличению жесткости действий органов государственной власти.