Формирование десятичной и дворцово-вотчинной систем управления
Киевская Русь не имела централизованных органов и единой системы управления. В ней одновременно сосуществовали две системы управления: десятичная (численная) и дворцово-вотчинная.
Своими корнями десятичная система управления уходит в организацию военного ополчения. Единицам военной структуры соответствовали военные округа, которые состояли под управлением десятских, сотских и тысяцких. Со временем соответствие числовому обозначению было утрачено. Тысяча перестала являться числом вооруженных людей и стала территориальным понятием. Тысяцкие прежде всего являлись руководителями военных сил территориального округа, но одновременно сосредоточивали в своих руках политические и судебные функции.
По мере усиления феодализации Киевской Руси в период ее распада на удельные княжества в XII веке на смену десятичной системе управления приходит дворцово-вотчинная. В этом случае княжеское владение делилось на уделы, в которых собственнику (вотчиннику) принадлежала политическая власть. Складывались центры власти: княжеский дворец и боярская вотчина. В сложившейся таким образом дворцово-вотчинной системе государственного управления отсутствовало принципиальное различие между органами управления государством и органами управления хозяйством князя: одни и тс же служащие ведали государственными делами и управляли дворцовым хозяйством. Центром управления стал княжеский двор. Не был развит государственный аппарат. Становление княжеской администрации шло в процессе первых правовых и административных реформ.
В X веке княгиня Ольга провела своего рода налоговую реформу: устанавливались пункты (погосты) и сроки сбора дани, строго регламентировался ее размер (урок). В начале XI века князь Владимир устанавливает десятину – налог, взимаемый в пользу церкви, в XII веке князь Владимир Мономах ввел устав о закупничестве, регламентировавший заемные и кабально-долговые отношения. Помимо дани княжеская администрация получала другие прямые сборы с населения – полюдье, дар, корма. Механизмы сбора дани отрабатывались постепенно: княгиня Ольга дань собирала со двора, князь Владимир – использовал меру обложения плуг, князь Ярослав – брал с человека. Плательщики дани расписывались по потугам, вервям, сотням, погостам. Подати уплачивались мехами, медом и деньгами.
Реализация этих функций требовала оформления управленческого аппарата. Не являясь профессиональным, он стал придворным: административный аппарат составляли слуги князя. Основную роль среди них играли тиуны, наделенные финансовой, судебной и административной властью. Тысяцкий входил в состав слуг князя, превращаясь постепенно в воеводу, начальника вооруженных формирований, сотники становились представителями городских властей. При дворе возникают своего рода ведомства по управлению отдельными отраслями хозяйства. Самыми влиятельными лицами княжеского двора сделались:
- дворецкий;
- конюший, ведавший обеспечением войск конным составом;
- чашник. отвечавший за продовольствие.
Со временем дворцовые управители становятся управляющими отраслями княжеского хозяйства в пределах отдельного удела, земли, княжества и пр. В удельных княжествах формирование аппарата проходило аналогично.
Местное управление
Местное управление осуществляли наместники – доверенные люди князя, его сыновья, они опирались на руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими военные гарнизоны.
При князе Олега складывалась система «посажения» на местах княжеских «мужей». Княжеские дружинники отрывались от двора и оседали на землях, получая от князя права на управление населением в своем владении, суд над ними и сбор с них дани. Эти права закреплялись в иммунитетной грамоте.
Представителями княжеской администрации в городах стали посадники, получавшие на содержание свое и своих дружин одну треть взимаемых податей («кормление»). В сельской местности эту функцию исполняли – волостели.
В этот период продолжала существовать численная (десятичная) система управления, зародившаяся в недрах дружинной организации, а после превратившаяся в военно-административную систему. Ресурсы для существования органы местного управления получали через систему сборов с местного населения (кормлений).
Органом крестьянского самоуправления оставалась вервь – территориальная община. К ее компетенцию относились земельные переделы (перераспределение наделов), налогово-финансовые вопросы, полицейский надзор, решение судебных тяжб, расследование совершенных преступлений и исполнение наказаний.
Вервь в XI-XII веках сочетала элементы родовой и соседской общины. Она являлась конгломератом мелких поселений. Государство оставалось заинтересовано в сохранении общинной структуры, которую было удобно использовать в фискальных, административных и полицейских целях. Община обладала отдельными судебными функциями, на нее возлагались обязанности по аккумулированию брошенных и пустующих земель, перераспределению земельных наделов. В противоположность этому, приобретавшие общинные земли феодалы, освобождались от государственного «тягла», судебных, податных и административных обязанностей.
Государственная власть усиливала контроль над общиной: изначально рядом с выборным старостой появилась фигура княжеского приказчика, позже выборные старосты были заменены назначаемым князем дворским. В конце концов, общиной начал руководить приказчик-посельский. Над общиной учреждается административная опека княжеской центральной власти. Однако община в Древней Руси представляла собой замкнутое (автаркичное) и автономное образование с суверенными правами, патриархальным жизненным укладом жизни, противостоящее вотчинникам-боярам.