Понятие принципов государственного управления
Принципы государственного управления – это основополагающие, базовые начала, большинство которых закреплено законодательно и подлежит теоретическому и практическому применению в сфере государственного управления.
Все принципы являются объективными, так как они призваны выражать научные знания о различных объективных законах и принадлежащих управлению функциях. Кроме того, они основываются на критериях научной истинности.
Принципы государственного управления не связаны с сознанием и волей субъектов в плане их реализации. Тогда как создаются они, естественно, благодаря субъективным способностям и возможностям людей.
Научная литература выдвигает огромное количество предложений относительно принципов управления, приводя при этом всевозможные примеры, касающиеся их классификации. Предлагается для начала рассмотреть деление принципов согласно общей теории управления:
- общие принципы включат в себя определенную группу принципов: системность, саморегулирование, объективность, обратную связь, информационную достаточность, оптимальность, дополнительность, эволюционизм, демократизм, вероятность, состязательность, гласность, ведущее звено и стимулирование;
- частные принципы управления состоят из принципов, которые применяются в разных сферах и подсистемах общества (социальной, политической, экономической и др.), а также из принципов, используемых в процессе анализа разных общественных институтов;
- организационные принципы относят к своему числу такие принципы как: единоначалие, конкретность, иерархия, распределение труда, делегирование полномочий, диапазон управления, единство распорядительства и др.
Виды принципов государственного управления.
Отходя от представленной ранее более общей правовой классификации принципов государственного управления, стоит отметить, что юридическая наука содержит и другие систематизации, стоящиеся на разных критериях деления принципов на виды.
В данном случае предлагается рассмотреть определенную группу принципов, подлежащих делению по общеправовому основанию. Данная группа состоит из общесистемных принципов государственного управления, сформулированных с помощью изучения общеправовых законов управления и закрепленных в правовых нормах:
- Объективность государственного управления, которая состоит в необходимости следовать определенным требованиям при осуществлении управления, а также соответствовать реально имеющимся возможностям.
- Законность государственного управления строится на том, что при осуществлении управленческих функций действующее в стране законодательство не должно быть нарушено.
- Демократизм государственного управления заключается в преобладании народовластия в делах, связанных с управлением государством, пронизывая при этом все элементы управления интересами, целями и потребностями жизнедеятельности общества.
- Разделение властей в государственном управлении обозначает, что власть в сфере управления подлежит разделению, а также обеспечивает и гарантирует тот факт, что власть принадлежит народу.
- Федерализм государственного управления основывается на возможности развития и укрепления управления на местном уровне, вовлекая при этом в процесс управления достаточное количество граждан.
- Публичность государственного управления направлена на обеспечение связи государственного управления и общества, граждан.
- Правовая упорядоченность государственного управления поддерживает необходимость закрепления в законе основных аспектов, функций, целей, структур, а также принципов управления государством.