Общая характеристика юридической ответственности в области государственного управления
Государственное управление, будучи исключительно важной сферой общественной жизнедеятельности представляет собой сложную, многоуровневую и многоаспектную систему деятельность которой подчинена ряду принципов функционирования. В первую очередь – это принцип законности, выражающийся в исполнении государством и совокупностью его органов и должностных лиц установленных законом обязанностей по отношению к гражданам государства.
Нарушение принципов функционирования государственного аппарата, с неизбежностью, влечет наступление установленной законом юридической ответственности, в самом общем виде определяемой как неблагоприятные последствия, обязанность претерпевать которые возникает у виновного лица ввиду совершения правонарушения.
Юридическая ответственность в госуправлении характеризуется такими признаками:
- Выступает формой государственного воздействия на лиц, совершающих деяния, посягающие на нормальное функционирование системы государственных органов и должностных лиц;
- Является выражением государственного осуждения противоправного поведения в соответствующей сфере;
- Подлежит применению к лицам, нарушившим нормы права, регулирующие общественные отношения в области государственного управления;
- Применяется компетентными органами, в порядке, на условиях и в размерах, установленных действующим законодательством.
Говоря о видах юридической ответственности, следует указать на то, что традиционно, в отечественной правовой науке выделяются 4 вида юридической ответственности:
- гражданско-правовая;
- административная;
- уголовная;
- дисциплинарная.
Основания и порядок наступления каждой из них, применительно к государственному управлению, в целом, аналогичны общей характеристике каждого из упомянутых видов.
В то же время, применительно к сфере управления в государстве, принято выделять особый вид юридической ответственности – конституционно-правовую.
Конституционная ответственность как особый вид ответственности в области государственного управления
Конституционно-правовая ответственность - это самостоятельный вид юридической ответственности, предусматривающей меры ответственности, с одной стороны устанавливаемые конституционными нормами, а с другой – направленные на защиту конституционно-правовых отношений.
Конституционно-правовые санкции применяются обширным кругом уполномоченных субъектов, в отношении лиц, не находящихся в прямой зависимости (в отличие от, например, дисциплинарной ответственности)
В качестве примера норм ответственности в сфере государственного управления может быть названо установление мер федерального воздействия со стороны органов государственной власти РФ в отношении региональных органов, федеральным законодательством об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ
Значение конституционно-правовой ответственности состоит также в том, что она выступает важной гарантией сохранения конституционного строя, поскольку ее содержание представлено ответственностью власти, пределы которой включают контроль за:
- положением дел в области основ конституционного строй государства;
- законностью в сфере нормотворчества и последующего правоприменения органами государственного управления и должностными лицами;
В этой связи, перед государством в целом, существует задача обеспечивать высокую социальную эффективность функционирования власти.
При этом рассматривая вопрос об ответственности в государственном управлении необходимо обратить внимание на важность сохранения и поддержания баланса между объемом правомочий и обязанностей субъектов государственного управления и теми мерами ответственности, наступления которых имеет место в случае нарушения соответствующих нормативных предписаний.
Иными словами, мера власти, находящейся в обладании конкретного органа государственного управления или должностного лица должна соотноситься с мерой ответственности.