Понятие методов государственного управления
Прежде чем перейти к изучению методов государственного управления следует произвести анализ понятия «метод» в общей теории права. Так, в качестве метода принято понимать различные способы и приемы, с помощью которых осуществляется регулирование теми или иными отношениями в обществе. Метод регулирования присущ не только самостоятельным правовым отраслям, но и различным обособленным явлениям и процессам.
Метод государственного управления – это совокупность способов и приемов по воздействию субъектом управления на объект управления в процессе отношений, связанных с управлением, используемых с целью достичь определенные задачи и цели управления, а также реализовать управленческие функции.
Особенности методов государственного управления:
- их реализация происходит в рамках управленческой деятельности;
- имеют органическую взаимосвязь с имеющим целевое назначение определенным видом управленческой деятельности;
- выражают особенности того, как воздействует управленческий субъект на объект управления;
- характеризуются в качестве средства, направленного на реализацию субъектом управления принадлежащих ему по закону полномочий;
- распространяются на конкретный объект управления;
- имеют определенное отношение к состоянию (характеристике) объекта, на который оказывается управленческое воздействие;
- служат в качестве оптимального способа по достижению различных целей управления в сложившихся условиях;
- должны сопровождаться правовым опосредованием;
- обладают временной и территориальной привязкой.
Стоит отметить, что «методы государственного управления» граничат с таким понятием как «формы государственного управления». Это связано с тем, что метод определенным образом выражается в форме, например, законодательное закрепление административной ответственности (форма управления) делает возможным ее применение (метод государственного управления).
Сущностное значение метода управления состоит в непосредственном изъявлении воли субъектом управления по отношению к остальным участникам управления, а также в характере такого волеизъявления.
Важным является выбор используемого метода государственно управления. Он зависит от множества показателей, например, полномочий и компетенции органов управления, целей и функций, которые поставлены перед государственным управлением, специфики управленческого объекта и т.д.
Виды методов государственного управления
Все методы государственного управления можно разделить на обособленные группы в зависимости от того или иного критерия.
-
В зависимости от формы закрепления (выражения) методы могут быть:
- административно-правовыми,
- административно-организационными.
-
В зависимости от содержания методы рассматриваются в качестве:
- обязывающих,
- управомочивающих,
- запрещающих,
- поощряющих.
-
В зависимости от юридических свойств выделяют:
- нормативные методы,
- индивидуальные методы.
-
В зависимости от способа регулирования методы могут быть:
- императивными,
- поручительными,
- рекомендательными.
Административная наука выделяет определенные методы, относящиеся к государственному регулированию. К ним относятся методы убеждения, принуждения и поощрения. В качестве дополнительных выступают также надзор, руководство, регулирование, координация, субординация и пр.
- Метод убеждения состоит в различных разъяснительных, организационных, воспитательных средствах, которые направлены на формирование у подчиненных воли (разъяснение, пропаганда, обменивание опытом и т.д.);
- Метод принуждения является одним из видов государственного принуждения и применяется для того, чтобы предупредить и пресечь различные административные проступки, а также с целью обеспечить привлечение к ответственности виновного;
- Метод поощрения связан с воздействием на волю субъектов через их интересы, путем их поощрения.