Государственное регулирование природоохранной деятельности – это специальное направление внутренней политики государства и соответствующая система методов, инструментов и мероприятий, реализуемых должностными лицами и органами публичного управления для обеспечения сохранения, воспроизводства и экологически безопасного использования природной среды, охраны прав и интересов граждан и организаций на безопасную экологическую среду и предупреждения вредных последствий от экономической деятельности граждан и организаций или минимизации и устранения таких последствий.
Понятие и значение государственного регулирования природоохранной деятельности
Обеспечение безопасности экологической среды и безопасного природопользования, а также предотвращения и минимизации вредных последствий от экономической деятельности человека, сегодня являются острыми проблемами внутренней и международной политики. Указанное обусловлено обострившимися проблемами экологии, к числу которых относятся:
- сокращение запасов полезных ресурсов;
- загрязнение природной среды, в том числе земельных ресурсов, водных объектов, воздуха и пр.;
- утрата связей между личностью и экологической средой;
- ухудшение физического здоровья населения;
- обострение политического и экономического противоборства за сырьевые рынки и пространство для жизнедеятельности.
При этом важно отметить, что динамика ухудшения экологической обстановки внутри страны и на международном пространстве вызывает серьезные опасения и требует принятия кардинальных решений и реализации специальных мероприятий природоохранной деятельности.
Государственное природоохранное регулирование представляет собой деятельность должностных лиц и органов публичного управления, реализуемую в целях:
- эффективной организации потребления, восполнения и сохранения ресурсов природной среды;
- обеспечения прав личности на безопасную экологическую среду;
- предупреждения негативных последствий экономической деятельности на природную среду и личность.
Функции государственного регулирования природоохранной деятельности
Государственное регулирование природоохранной деятельности как целенаправленный процесс, реализуемый должностными лицами, структурными подразделениями органов и непосредственно органами публичного управления, предполагает осуществление следующих функций в сфере обеспечения прав личности на безопасную экологическую среду:
- разработка и утверждение актов правового регулирования по вопросам охраны природной среды, в том числе природоохранного, природоресурсного законодательства, а также законодательства, регламентирующего вопросы юридической ответственности в отношении нарушителей правил природоохранного и природоресурсного законодательства;
- разработка и утверждение основных направлений государственной природоохранной политики и экологической безопасности;
- реализация контрольных мероприятий в области охраны природы;
- утверждение стандартов и нормативов воздействия на окружающую среду экономической деятельности;
- реализация учета природных ресурсов и природных объектов, в том числе посредством организации и сопровождения государственных кадастров и исследования объектов природной среды;
- реализация оценочных экологических мероприятий в отношении состояния природной среды и др.
Инструменты государственного регулирования природоохранной деятельности
В отечественной практике и практике развитых зарубежных государств к числу наиболее эффективных инструментов обеспечения охраны природной среды относятся следующие финансовые инструменты:
- установление налоговых льгот для субъектов экономики, которые активно внедряют и используют инновационные технологии, нетрадиционные виды энергии, используют вторичные ресурсы, осуществляют переработку отходов и реализуют иные эффективные мероприятия природоохранного характера в своей экономической деятельности;
- прямая финансовая поддержка субъектов предпринимательства, которые реализуют экономическую деятельность, направленную на обеспечение охраны природной среды, в том числе поощрение посредством прямой финансовой поддержки переоснащения организаций для повышения экологичности собственной деятельности;
- компенсация расходов на привлечение заемных средств в отечественных кредитных организациях для осуществления инвестиционной деятельности в сфере энергоснабжения для повышения энергоэффективности;
- направление финансовых ресурсов на поддержку природных объектов;
- предоставление инвестиционных налоговых кредитов для научно-исследовательской работы в сфере экологии или перевооружения производства, которое имеет целью сокращение загрязнения окружающей среды промышленными отходами или повышение энергоэффективности и др.
Приоритетные направления государственного регулирования природоохранной деятельности
В качестве приоритетных направлений государственного регулирования природоохранной деятельности можно выделить:
- организацию эффективной системы управления в области охраны природной среды и обеспечение экологической безопасности, которые предполагают активное взаимодействие должностных лиц и органов публичного управления, а также должностных лиц и органов публичного управления с населением, представителями бизнеса и некоммерческими организациями для решения экологических задач;
- оптимизацию правового обеспечения природоохранной деятельности;
- ориентацию экологически безопасного экономического роста и внедрения эффективных с точки зрения экологии инновационных технологий в экономическую деятельность;
- налаживание системы безопасного хранения и переработки отходов;
- внедрение рыночных инструментов в природоохранной деятельности;
- оптимизацию системы экологического мониторинга;
- развитие системы прогнозирования потенциальных угроз природной среды от осуществления экономической деятельности, а также изменений климата;
- организацию научного, методологического и информационного обеспечения природоохранной деятельности;
- воспитание уважительного отношения к природе, утверждение в обществе экологической культуры, в том числе посредством развития экологического образования и пр.