Государственная служба Великобритании – это работа, осуществляемая в органах государственного управления Великобритании.
Понятие государственной службы в Великобритании
Законодательство Великобритании не содержит термина «государственная служба». Под государственной службой понимают работу лиц, занятых в центральном правительстве, в органах государственного управления и корпорациях, органах муниципального управления, системе органов социального обеспечения образования, культуры и здравоохранения.
Государственная служба Великобритании традиционно характеризуется такими особенностями как:
- во-первых, нейтральность в политическом смысле;
- во-вторых, иерархичность;
- в-третьих, несменяемость;
- в-четвертых, кастовость.
Госслужащие занимают высокое положение в обществе, что противодействует коррупции и обеспечивает высокий профессионализм чиновников, получивших прекрасное образование. Традиционно британские госслужащие являются работниками, способными выполнять обширный круг задач, то есть не имеющими специализации.
Государственная служба Великобритании делятся на два вида:
- во-первых, внутренняя;
- во-вторых, дипломатическая.
Во главе внутренней службы находится секретарь Кабинета министров Великобритании.
В составе должностей государственной службы выделяют категории, разряды, группы. В качестве категории должностей государственной службы различают: общую категорию, включающую в себя экономические и административные должности, вторую категорию, включающую в себя научных работников, третью категорию, включающую в себя технических специалистов. Отдельной категорией государственной службы являются юристы.
Подбор кадров в систему государственной службы Великобритании подразумевает прохождение следующих испытаний:
- во-первых, экзамена в письменной форме;
- во-вторых, обязательного собеседования согласно университетским программам.
Государственная служба Великобритании на протяжении современной истории развития государства подвергается значимому реформированию. К числу основных направлений реформы государственной службы Великобритании можно отнести следующие:
- во-первых, перераспределение части функций государственной службы в пользу частного сектора;
- во-вторых, преимущественное применение нематериальных стимулов по отношению к государственным служащим;
- в-третьих, внедрение новой системы оплаты труда государственных служащих; в-четвертых, пересмотр подхода к административной культуре;
- в-пятых, открытость и прозрачность функционирования государственной службы;
- в-шестых, отказ от системы пожизненного найма в государственной службе;
- в-седьмых, ориентация на применение интернет-технологий в системе государственной службы;
- в-восьмых, совершенствование системы подготовки государственных служащих.
Результат государственной реформы государственной службы обеспечил получение информации относительно потенциально опасных связей государственных структур и бизнеса, получивший наименование «синдром вращающейся двери». Этот синдром характеризуется следующими признаками:
- компании использует свое влияние для превращения государственных служащих в лоббистов интересов компаний;
- инструментом воздействия на служащих выступают акции компаний;
- для высокопоставленных чиновников в компаниях существует система должностей консультантов, которые они занимают после того, как покидают государственную службу.
Статус и классификация государственных служащих в Великобритании
Государственные служащие Великобритании являются «слугами короны». Замещение должностей гражданской службы не имеет определенного срока, осуществляясь по принципу королевского усмотрения.
В составе государственных служащих Великобритании можно выделить два их вида:
- во-первых, постоянные государственные служащие, которые замещают должности государственной службы на основе конкурса. Эти служащие наделяются правом получения пенсии по достижении предельного возраста замещения данной должности;
- во-вторых, временные государственные служащие, замещение должности которыми осуществляется без конкурса на определенный период времени для выполнения определенной работы.
В соответствии с критерием уровня принимаемых управленческих решений государственные служащие Великобритании делятся на следующие группы:
- во-первых, старшие администраторы, представленные высшими административными постами, удельный вес которых составляет менее 1% от всей категории государственных служащих;
- во-вторых, средние и младшие администраторы, представляющие собой служащих, объединенных в соответствии с профессиональными признаками. Эта группа государственных служащих включает в свой состав примерно 400000 сотрудников.
Государственные служащие, представленные в публичном секторе, являются служащими учреждений государственного и негосударственного характера. Их отличительной особенностью является осуществление публичных функций, к примеру, оказание услуг социального характера.
Управление государственными служащими в Великобритании
Управление государственной службы Великобритании возлагается на:
- Премьер-министра Великобритании;
- Кабинет министров Великобритании.
При Кабинете министров действует Управление по делам кабинета, которое тесно взаимодействует с казначейством. В отношении управления государственной службы эти органы государственного управления:
- во-первых, вырабатывают общие принципы функционирования и развития государственной службы;
- во-вторых, определяют структуру, организацию и финансирование государственной службы.
Повседневный контроль и регулирование условий несения государственной службы Великобритании осуществляются соответствующими министерствами и ведомствами.