Государственная политика в области цифровизации – это целенаправленная деятельность должностных лиц и органов публичного управления, а также соответствующая система методов, инструментов и мероприятий по обеспечению процесса цифровой трансформации системы публичного управления и формирования механизма «электронного правительства» в стране.
Значение государственной политики в области цифровизации
В самом общем виде категория государственной политики может быть охарактеризована как целенаправленная деятельность должностных лиц и органов публичного управления по реализации управленческого воздействия в соответствующей сфере общественной жизни посредством специальных методов, инструментов и технологий реализации властных полномочий для достижения социально полезных целей и наиболее полной реализации права свобод личности.
Тренд на цифровизацию в системе публичного управления обусловлен глобальным трендом цифровизации общественных отношений. Так, цифровая трансформация в последние десятилетия активно начала реализовываться в предпринимательской сфере, в том числе субъектами частного бизнеса активно внедрялись технологии автоматического сбора и обработки больших массивов данных, формировались платформы для управления организацией и др. В сфере частного бизнеса цифровизация позволила повысить эффективность функционирования организации, сократить риски, а также гарантировать надлежащее информационное обеспечение для принятия управленческих решений и преодоления внутренних и внешних проблем организации. При этом цифровая трансформация общественных, в том числе и бизнес-процессов, ставит новые задачи по обеспечению информационной безопасности, без которой говорить о росте эффективности и результативности общественных, в частности экономических, процессов не представляется возможным.
Изменение общественного пространства, формирование информационного пространства требует от системы публичного управления внедрения информационных технологий в управленческие процессы. Цифровизация публичного управления позволяет решить следующие задачи:
- во-первых, цифровизация публичного управления позволяет обеспечить открытость и прозрачность разработки и реализации управленческих процессов на всех уровнях публичного управления;
- во-вторых, цифровизация позволяет обеспечить наиболее эффективную подготовку управленческих процессов и решений, повысить эффективность управленческих процессов за счет их информационного обеспечения на базе технологий, позволяющих собирать и анализировать большие массивы данных;
- в-третьих, цифровизация выступает необходимым элементом для выстраивания эффективной системы предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе обеспечивает возможность удаленного запроса и получения таких услуг.
Еще одним важным аспектом цифровизации публичного управления является в долгосрочной перспективе возможность сократить расходы на функционирование механизмов публичного управления, в том числе затраты на обеспечение возможности по получению государственных и муниципальных услуг.
Вышесказанное актуализировало разработку и реализацию мероприятий государственной политики в области цифровизации. Так, в России в последние десятилетия реализуется система мероприятий по внедрению технологий «электронного правительства». При этом необходимо отметить, что государственная политика в области цифровизации требует поддержки и развития инициатив в научно-технической и научно-технологической сферах. Иными словам, без поддержки научных исследований в области информационных технологий, без поддержки реализации научных решений в области информационных технологий не представляется возможным обеспечить цифровизацию общественного пространства, в том числе и публичного управления.
Мероприятия государственной политики в области цифровизации
Мероприятия государственной политики в области цифровизации реализуются в стране последние десятилетия. В 2011 г. распоряжением Федерального правительства было создано Агентство стратегических инициатив, деятельность которого предполагала поддержку развития перспективных кадров, коллективов посредством поддержки их инициатив и проектов. В послании главы государства в 2014 г. акцент был сделан на необходимости выстраивания долгосрочных прогнозов и разработки на их основе передовых решений для обеспечения национальной безопасности, благосостояния населения и внедрения инноваций. На базе послания в последующем была разработана Национальная технологическая инициатива, которая предусматривала формирование новых рынков и среды для глобального технологического лидерства страны в 2035 г. В частности, инициатива предусматривала модернизацию и совершенствование институтов развития информационного общества. Ключевым направлением функционирования агентства является курирование разработки дорожных карт для стратегического и инновационного развития страны посредством создания коллективов, объединяющих представителей системы публичного управления, предпринимателей, исследователей и разработчиков.
На базе агентства создан Фонд развития Интернет-инициатив, целью деятельности которого является развитие проектов в области информационных технологий, а также правовое обеспечение деятельности в указанной области.
Указом главы государства утверждена стратегия научно-технологического развития страны до 2030 г. Стратегия ориентирует государство и общество на создание отечественного общесистемного и прикладного программного обеспечения, телекоммуникаций, пользовательских устройств для бизнеса и потребителей, а также органов публичного управления. Обновленная стратегия развития информационного общества в качестве главной цели деятельности в области цифровизации называет формирование системы, обеспечивающей оперативную и эффективную передачу сведений между элементами информационного общества, в том числе между гражданами, организациями и органами власти.