Государственная поддержка малого и среднего бизнеса – это специальная управленческая деятельность должностных лиц и органов федеральной, региональной и местной власти, включающая в себя разработку и реализацию системы мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства для решения социально-экономических задач на основе стратегических и программных документов.
Правовые основы государственной поддержки малого и среднего бизнеса
Основной закон страны, гарантирует российскому населению единое экономическое пространство, свободу предпринимательской и иной экономической деятельности, а также свободу перемещения товара, услуги и финансовых ресурсов при активной поддержке со стороны государства конкурентной среды. Реализация названных конституционных гарантий помимо прочего предполагает активную поддержку со стороны государства предпринимателей малого и среднего уровня.
В России действует специальный федеральный закон, регламентирующий вопросы обеспечение развития малого и среднего предпринимательства в стране.
В качестве основных законодательных принципов организации поддержки предпринимателей малого и среднего уровня закреплены:
- Заявительная процедура обращения. Названный принцип предполагает, что мероприятия по поддержке реализуются в отношении субъектов, которые заявили о необходимости использования соответствующего инструмента поддержки и соответствуют всем нормативно установленным требованиям для реализации инструментов поддержки;
- Доступная инфраструктура поддержки. Названное направление предполагает создание и предоставление на равных условиях ресурсов технопарков, бизнес-инкубаторов, иных инфраструктурных объектов малого и среднего предпринимательства;
Равная доступность поддержки для средних и малых предпринимателей, которые отвечают нормативным закрепленным условиям ее предоставления. Это:
- во-первых, равная доступность для всех субъектов малого и среднего предпринимательства инструментов поддержки;
- во-вторых, предоставление полной достоверной информации всем заинтересованным субъектам относительно перечня и содержания мероприятий по поддержке;
- в-третьих, активная консультационная, образовательная, информационная и иная поддержка развития малого и среднего предпринимательства;
- соблюдение требований специального законодательства об обеспечении конкурентной среды при оказании поддержки;
- открытость мероприятий поддержки.
Законодательным актом прямо предусматривается перечень малых и средних организаций, которые не могут претендовать на помощь со стороны государства:
- кредитные и страховые организации;
- пенсионные и инвестиционные фонды;
- профессиональные субъекты, функционирующие на рынке ценных бумаг;
- ломбарды;
Законодательно регламентируются случаи отказа в реализации мероприятий поддержки:
- непредставление документов, которые определены нормативно-правовыми актами в качестве необходимых для получения соответствующих мер поддержки;
- невыполнение условий, необходимых для реализации мероприятий поддержки;
- если ранее заявитель обращался за поддержкой, и сроки ее оказания еще не истекли;
- если субъект нарушил условия предоставления поддержки в течение трех предшествующих обращению лет.
Стратегические направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса
Обеспечение поддержки малого и среднего предпринимательства сегодня обеспечивается усилиями федеральных, региональных и местных органов публичного управления посредством реализации стратегических и программных документов.
Стратегия развития малых и средних предприятий сегодня в качестве приоритетных направлений государственной поддержки предусматривает следующие:
Создание корпорации, которая обеспечит системное решение задач по поддержке средних и малых предпринимателей, в том числе посредством:
- оказания всесторонней инфраструктурной, финансовой, информационной поддержки малых и средних организаций;
- привлечения финансовых ресурсов отечественных и зарубежных инвесторов в малый и средний бизнес;
- создания информационной, правовой системы сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых малыми и средними предпринимателями;
- разработки и реализации мероприятий, позволяющих увеличить востребованность продукта малых и средних предпринимателей и др.;
Активизация спроса на продукт малых и средних предприятий посредством развития конкуренции на региональном, местном и локальных рынках, в том числе посредством:
- сокращения административных барьеров. В качестве нормативного обеспечения указанного направления называется разработка и реализация на региональном уровне стандарта развития конкуренции;
- развития малых и средних предприятий, функционирующих в социальной сфере. Названное направление предполагает увеличение количества предприятий малого и среднего уровня, которые функционируют в области оказания социальных услуг, в частности предполагается устранить барьеры для входа таких организаций на рынок социальных услуг;
- обеспечения доступа малых и средних организаций к участию в государственных закупках продукта, работы или услуги. Указанное направление предполагает упрощение входа малых и средних предприятий на площадки для участия в государственных закупках;
- поддержки спроса на продукцию малых и средних предпринимателей за счет повышения качества такого продукта. Названные направления в частности предполагают интенсивное проведение веерных исследований для последующего предоставления российского знака качества за счет продукта, производимого предприятиями малого и среднего уровня;
- формирования эффективной среды для роста производительности труда предпринимателей малого и среднего уровня, в том числе посредством развития инфраструктуры поддержки предпринимателей, занимающихся разработкой и внедрением инноваций. Кроме того, указанное направление предполагает реализацию за счет стимулирования интеграции предприятий малого и среднего уровня с крупными предприятиями развитие обрабатывающего производства и высокотехнологичных услуг и др.