Государственная конкурентная политика в регионе – это направление государственной политики, реализуемое федеральными и региональными властями для обеспечения конкуренции и противодействия монополии на территориях регионов.
Основы формирования конкурентной политики государства в регионах
Конкурентное регулирование в основе его содержания является предметом ведения федеральной власти, которая осуществляет формирование нормативно-правовой базы, регулирующей отношения монополии и конкуренции силами российского Парламента.
При Федеральном Собрании России создаются специальные комиссии и комитеты, отвечающие за различные сферы общественных отношений. Государственная конкурентная политика формируется отраслевыми и межотраслевыми комиссиями и комитетами, созданными при Государственной Думе и Совете Федерации.
При Государственной Думе действует комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму, к ведению которого относится регулирование конкурентных отношений. Регулирование деятельности естественных монополий в правовом смысле обеспечивает действующий при Государственной Думе Комитет по энергетике, транспорту и связи.
Вопросы финансового контроля в рамках государственной конкурентной политики находятся в ведении Счетной палаты Российской Федерации.
Полномочия российского Президента в сфере формирования государственной конкурентной политики можно разделить на общие и специальные. Общие полномочия включают обобщенные функции и полномочия российского президента по формированию любого направления государственной политики. В этом смысле президент участвует в подписании федеральных законов, утверждает состав Правительства, что обеспечивает назначение руководства федеральных органов, реализующих конкурентную политику, осуществляет внешнеполитические полномочия и функции, в том числе по вопросам конкурентной политики. Специальные функции российского Президента в сфере государственной конкурентной политики состоят в обеспечении президентского контроля и руководства в отношении вопросов конкуренции и монополии.
На российское Правительство возложена функция нормативно-правового регулирования конкуренции и монополии в рамках установленных полномочий в соответствии с федеральным законодательством. Правительство России руководит рядом федеральных органов исполнительного характера, в полномочия которых входит осуществление тех или иных направлений государственной конкурентной политики. К числу таких органов можно отнести Министерство экономического развития, Федеральную Антимонопольную Службу, Федеральную службу по тарифам, Роспатент.
Таким образом, правовые основы государственной конкурентной политики региона закладываются на федеральном уровне, также федеральные органы власти осуществляют контрольно-надзорная деятельность, при этом непосредственно реализация конкурентной политики возлагается, в том числе, и на региональные органы власти.
Специфика реализации государственной конкурентной политики в регионах
Государственная конкурентная политика в регионах направлена на достижение состояния свободной конкуренции, обеспечивающей эффективное функционирование механизма рынка, который в противном случае не может в полной мере выполнять свои задачи. Конкуренция обеспечивает оптимальное распределение ресурсов экономики, снижение цен, инновационный путь развития регионов. Наличие свободной конкуренции в регионе является фактором привлечения на его территорию инвестиций.
Состояние конкуренции на территории региона предусматривает формирование такой ситуации, которая не позволит какому-либо хозяйствующему субъекту оказывать значительное влияние на условия обмена товарами и услугами в рамках регионального рынка.
Региональная конкурентная политика представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых органами власти с целью обеспечения условий состязательности для всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории региона.
Государственная конкурентная политика в регионе – это комплексное понятие, включающее в себя элементы промышленной, инвестиционной, ценовой, бюджетно-налоговой политики. Задача региональных властей в этом смысле состоит в обеспечении согласованности указанных элементов.
Государственная конкурентная политика в регионе призвана решать следующие приоритетные задачи:
- во-первых, разрабатывать механизмы активной защита конкурентной политики;
- во-вторых, осуществлять антимонопольное сопровождение реформирования естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства, отраслей инфраструктурного профиля;
- в-третьих, усиливать превентивные меры, реализуемые федеральной антимонопольной службой;
- в-четвертых, модернизировать законодательство, защищающее и развивающее конкуренцию;
- в-пятых, контролировать концентрацию прав собственности на природные ресурсы.
Региональные власти в силу приближенности к проблемам бизнес-развития регионов должны быть ориентированы на выполнение точечных мер поддержки конкуренции в отношении хозяйствующих субъектов, действующих на территории региона. При необходимости региональные власти должны поддерживать региональных производителей, способных конкурировать с федеральными сетями и хозяйствующими субъектами федерального уровня.
Региональные власти в рамках государственной конкурентной политики должны способствовать формированию условий, обеспечивающих привлечение на региональный рынок все большего количества хозяйствующих субъектов, препятствовать возникновению барьеров на входе в те или иные отрасли региона, обеспечивать поддержку малому и среднему бизнесу, инвесторам. Реализация указанных мер обеспечит возможность получения положительных эффектов от осуществления государственной конкурентной политики на территории региона.