Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления – это гарантированные на конституционном и федеральном уровне инструменты непосредственной реализации местным населением права на решение вопросов местного значения.
Значение участия населения в осуществлении местного самоуправления
Институт местного самоуправления выступает одним из базисных элементов демократического политического устройства, поскольку на местном уровне (как наиболее приближенном к населению уровне публичного управления) население получает практические навыки формирования политической воли, участия в управленческих процессах для обеспечения собственного благосостояния. От вовлеченности населения в управленческие процессы на уровне местного самоуправления зависит вовлеченность населения в управленческие процессы на государственном уровне. Очевидно, что демократическое политическое устройство требует активного участия населения в выработке управленческих решений, поскольку такие решения как соответствующие социальным запросам будут наиболее эффективно реализовываться за счет поддержки населения, поскольку населением осознается значимость таких решений для его собственной жизнедеятельности.
В связи с высокой социальной значимостью инструменты участия населения в управленческих процессах на местном уровне получают закрепление на уровне конституционного и федерального законодательства с последующей конкретизацией в актах регионального и местного уровня.
Законодательством к числу основных форм участия населения в осуществлении местного самоуправления отнесены:
- правотворческая инициатива местного населения;
- территориальное общественное самоуправление;
- публичные слушания и др.
Правотворческая инициатива местного населения как форма участия в осуществлении местного самоуправления
В соответствии с положениями федерального законодательства, регламентирующего основы организации местного самоуправления в стране, правотворческая инициатива местного населения представляет собой один из инструментов участия населения в управленческих процессах на местном уровне. Правотворческая инициатива может выдвигаться инициативной группой граждан, которые в соответствии с положениями законодательства обладают избирательным правом.
Минимальная численность такой группы устанавливается местным нормативным актом на уровне 3% от численности населения муниципалитета.
Непосредственное использование указанного инструмента для участия в осуществлении местного самоуправления предполагает внесение на рассмотрение муниципальных органов проекта акта местного нормотворчества.
Территориальное общественное самоуправление как форма участия населения в осуществлении местного самоуправления
Территориальное общественное самоуправление представляет собой институт демократии, опосредующий самоорганизацию местного населения по месту жительства на части территории муниципалитета для самостоятельной, под собственную ответственность реализации инициатив по вопросам местного значения. Территориальное самоуправление реализуется непосредственно населением за счет:
- проведения конференций и собраний;
- создания специальных органов территориального общественного самоуправления.
Рассматриваемый институт может функционировать в рамках следующих территорий проживания местного населения:
- подъезд многоквартирного дома;
- многоквартирный дом;
- группа многоквартирных домов;
- жилой микрорайон;
- сельский населенный пункт, который не имеет статуса поселения;
- другие территории проживания местного населения.
Организация территориального общественного самоуправления имеет цели и задачи функционирования, органы управления, что получает закрепление в уставе. Такие органы регистрируются в местных администрациях, конкретная процедура регистрации получает закрепление в актах местного нормотворчества.
Публичные слушания и опрос граждан как формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
Публичные слушания представляют собой обсуждение местным населением проектов актов местного нормотворчества по вопросам местного значения с представительным органом или главой муниципалитета.
Законом закреплены следующие требования к процедуре организации реализации публичных слушаний. Публичные слушания обязательно проводятся по следующим вопросам:
- при рассмотрении проекта устава муниципалитета, а также проектов актов по внесению изменений в устав муниципалитета;
- при рассмотрении проекта местного бюджета и отчета об его исполнении;
- при рассмотрении проектов стратегий, планов, программ социально-экономического развития муниципалитета и развития муниципалитета в конкретных сферах;
- при рассмотрении проектов правил землепользования и застройки, планирования градостроительной деятельности на муниципальной территории;
- при рассмотрении вопросов по преобразованию муниципальной территории.
Собрание граждан как форма участия население в местном самоуправлении
Собрания граждан могут созываться:
- для обсуждения вопросов местного значения;
- для информирования населения относительно результатов функционирования муниципальных органов;
- для осуществления территориального общественного самоуправления.
Здесь важно подчеркнуть, что решения, принимаемые на собраниях, не носят обязательного характера.
Еще одна форма осуществления населением местного самоуправления – опрос местного населения. Опрос проводится на территории муниципалитета или на ее части для того, чтобы установить мнение населения и учесть его при принятии управленческого решения должностным лицом или органом муниципального управления, а также органами государственного управления.
При этом важно подчеркнуть, что результаты опроса носят рекомендательный характер. Опрос проводится по инициативе местного представительного органа по вопросам местного значения. Опрос проводится региональными органами власти для учета мнения населения при принятии решения об изменении целевого назначения земель муниципалитета для объектов регионального и межрегионального значения.