Управление строительством дорог – это специальная целенаправленная деятельность субъектов публичного управления, включающая в себя систему мероприятий правового, организационного, финансового и иного характера по определению приоритетных направлений в области дорожного строительства, а также разработку и реализацию конкретных мероприятий по модернизации дорог в стране, финансируемых за счет средств бюджетной системы страны.
Значение эффективности управления строительством дорог
Строительство дорог – это сложная многоуровневая коммерческая деятельность, которая в силу высокой социальной значимости требует использования инструментов государственного контроля в отношении организации и реализации мероприятий по строительству дорог, безопасности и качества дорог, а также соблюдения сроков реализации строительства дорог как социально значимых проектов.
Государственное управление деятельностью по строительству дорог предполагает воздействие на следующие элементы строительной деятельности:
- управляющее воздействие на политику цен на рынке дорожного строительства;
- определение стандартных требований к техническому оборудованию и работам, которое используются для дорожного строительства, в том числе установление требований экологической безопасности к организации и реализации строительной деятельности и пр.
От качества проектировочной и строительной деятельности в отношении дорог зависит развитие инфраструктуры конкретной территории, а значит и темпы социально-экономического развития, в том числе роста инвестиционной привлекательности, инновационного обновления производства и пр.
Итак, очевидно, что от эффективности строительства дорог зависит социально-экономическое благополучие отдельных территорий и государства в целом.
Автомобильный транспорт решает значительный объем задач:
- обслуживает экономическую, в том числе коммерческую деятельность;
- обслуживает реализацию социальная задач, в том числе доступность разнообразных государственных и муниципальных услуг, в частности медицинских услуг и пр.;
- обслуживает пассажирские перевозки;
- обеспечивает перемещение граждан личным транспортом и пр.
При этом во многих региональных территориях наблюдается негативная тенденция: темпы дорожного строительства отстают от уровня автомобилизации населения и уровня внедрения автомобильных перевозок в экономическую деятельность.
Практика зарубежных государств позволяет утверждать, что развитие дорожного строительства эффективно может обеспечиваться посредством реализации государственных программ, в которых намечены основные направления дорожного строительства и разработаны конкретные мероприятия и инструменты для развития автомобильных дорог. Помимо прочего, такие программы должны предусматривать финансирование приоритетных направлений дорожного строительства.
В России также утверждена и реализуется национальная программа, предполагающая обновление и развитие автомобильных дорог в стране. Это долгосрочный проект, который позволил модернизировать важнейшие автомобильные трассы в стране, обеспечить строительство новых социально значимых автомобильных дорог, а также автомобильных развязок и мостов и пр.
При этом в качестве основной проблемы реализации названной программы следует указать отсутствие стабильного финансирования. Указанное обусловлено во многом нестабильной экономической ситуацией в стране, перенаправлением финансовых ресурсов государства в наиболее значимые отрасли, однако решить задачи прогрессивного социально-экономического развития конкретных территорий и государства в целом не представляется возможным без эффективной организации деятельности по строительству дорог.
Основные направления повышения эффективности управления строительством дорог
Прежде всего, необходимо отметить, что для обеспечения эффективности управления строительством дорог финансирование целевых программ в этой отрасли должно осуществляться государством на стабильной основе, а показатели финансовой поддержки деятельности по строительству дорог должны быть законодательно утверждены и не подлежать изменению.
Кроме того, отдельные проблемы в области финансирования дорожной деятельности связаны с использованием средств территориальных фондов дорожного строительства, в том числе региональных, на иные цели, например, на газификацию территории, на модернизацию коммунального хозяйства и иные.
Для преодоления названных трудностей в сфере финансирования строительства дорог необходимо принять следующие меры:
- организовать систему среднесрочного и долгосрочного планирования и финансирования дорожного строительства, которая бы исключала ненадлежащее исполнение обязательств по финансированию дорожного строительства;
- урегулирование вопросов, касающихся финансирования дорожного строительства на муниципальных территориях, исходя из возможностей органов муниципального управления самостоятельно обеспечивать такое строительство и др.
В области проектировочной деятельности эффективность управления строительством дорог предполагает разработку научно обоснованных и практически подтвержденных прогнозов развития автомобилизации населения и использования автомобильного транспорта в коммерческих целях, для разработки эффективных мероприятий в области дорожного строительства в долгосрочной перспективе. Кроме того, необходимо ориентироваться при проектировании на:
- сокращение протяженности дорог для наиболее эффективного построения маршрутов;
- обеспечение роста пропускной способности муниципальных дорог посредством их обновления;
- обеспечение всесезонной связи региональных территорий и муниципальных территорий с дорогами общего пользования и пр.
В качестве глобальных целей в системе дорожного строительства необходимо также указать на необходимость:
- обеспечения высокого срока службы дорог;
- формирования общей транспортной системы государства, которая была бы интегрирована в международную систему коммуникаций и стала бы эффективным инструментом для доставки грузов и перевозки пассажиров;
- гармонизации и развития всех видов транспорта в стране, транспортной инфраструктуры в целом.