Доктрина разделения властей – это теория политико-правового характера, в соответствии с которой фундамент государственной власти составляет ее разделение между независимыми друг от друга ветвями в лице законодательной, исполнительной и судебной власти.
Проблема рассредоточения власти – это практические трудности, обусловленные реализацией принципа разделения властей в разрезе отдельных, независимых друг от друга политических институтов, наделенных своими правами и обязанностями в соответствующей отрасли власти при наличии системы сдержек и противовесов.
Характеристика доктрины разделения властей
Доктрина разделения властей была предложена Джоном Локком, однако термин ввел Шарль Луи де Монтескье в своих политических работах.
Принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную выступает в качестве важнейшего принципа организации государственного управления и функционирования современного правового государства. Сущность данного принципа состоит в том, что законодательные (представительные) органы власти осуществляют законотворческую деятельность, органы исполнительной власти отвечают за исполнительно-распорядительную деятельность, а суды реализуют судебную власть. Каждая ветвь власти при этом признается самостоятельной и относительно независимой от других видов власти. В основе разделения властей находятся естественное выделение таких функций, как законотворческая, функция государственного управления и функция правосудия.
На каждую ветвь власти возлагается обязанность осуществления государственного контроля в той или иной мере в пределах их полномочий.
В современных условиях разделения властей подразумевает выделение предметов ведения каждого органа государственного управления, а также муниципального управления.
Для федеративных государств характерно формирование трехуровневой системы органов государственного управления, в рамках которых выделяют федеральные органы государственного управления, региональные органы государственного управления, а также органы управления на местах. В последнем случае речь идет о муниципальных органах власти, которые фактически выделяются в самостоятельный уровень власти, независимый от государственной власти.
Сущность принципа разделения властей состоит в распределении и сбалансированности властных полномочий между различными органами государственного управления для исключения сосредоточения полномочий или их большей части в ведении централизованного органа государственной власти или отдельного должностного лица. Принцип разделения властей направлен на предотвращение произвола власти. Независимость ветвей власти друг от друга позволяет им выступать в качестве сдерживающих, уравновешивающих и контролирующих элементов по отношению друг к другу.
Следует отметить, что тоталитарными и авторитарными режимами отрицается необходимость принципа разделения властей или у них существует формальное разделение властей. В результате, правящая элита носит неконтролируемый, несменяемый характер, приводящий к ухудшению их качества за счет коррупции, клановости и ликвидации оппозиции.
Сущность и значение проблем рассредоточения власти
Практическая реализация принципа разделения властей сталкивается с рядом проблем, обусловленных противодействием власти ее рассредоточению.
Фактически для многих, даже развитых стран с демократическим режимом власти характерно преобладание исполнительной власти. В России данное преобладание хорошо отражается в формировании верхней палаты российского парламента, в состав которой включаются представители исполнительной власти регионального уровня. Кроме того, преобладающая роль в подготовке различных законопроектов, рассматриваемых и принимаемых российским парламентом, возлагается на исполнительные органы власти в лице различных министерств и ведомств, федеральных служб, комиссий.
Проблема рассредоточения власти состоит в недостаточно четком разделении ветвей власти, их полномочий, а также предметов ведения. В результате возникают достаточно абсурдные ситуации, примером которых может являться подготовка исполнительными органами власти тех законов, которые по сути, именно эта власть и должна исполнять.
Также рассредоточению власти на практике зачастую мешает глава государства, статус которого может носить достаточно неопределенный характер. С одной стороны, президент государства, как правило, находится во главе исполнительной власти, однако те или иные инструменты, которыми наделена должность главы государства, позволяет ему оказывать влияние на любую ветвь власти.
Также существенной проблемой рассредоточения власти является ее вертикаль, в которой механизм разделения властей ведет к возникновению различных сложностей. В мировой практике не существует идеальной универсальной модели вертикального разделения властей. Основу вертикального разделения власти формирует институт федерального воздействия, природа которого определяется вертикальной структурой федеративного государства и наличием у него центральных органов власти. Центральные органы власти наделены особыми полномочиями, которые призваны обеспечивать конституционный правопорядок, суверенитет, территориальную целостность и единство федеративного государства. Такие полномочия обладают приоритетом перед предметами ведения и полномочиями региональных органов власти.
Действия государственной власти, направленные на рассредоточение этой власти, должны решать три основные задачи:
- во-первых, разделять предметы ведения между центральной властью и региональными властями;
- во-вторых, разграничивать компетенцию федеральных органов власти и органов государственной власти регионального уровня;
- в-третьих, определять конкретные объекты, по отношению к которым осуществляется реализация властных полномочий.