Понятие и виды выборов в муниципалитет
В соответствии с российским законодательством выборы в муниципалитет представляют собой форму прямого волеизъявления населения, гарантированную Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями и законодательством регионального уровня, уставами муниципальных образований, и реализуемую с целью создания органа муниципального управления или предоставления полномочий должностным лицам.
Выборы в муниципалитет делятся на следующие виды:
- во-первых, основные выборы, то есть те выборы, которые проводятся в соответствии с предусмотренной законом очередностью по истечении срока полномочия должностных лиц муниципальных образований и депутатов органов муниципального управления представительного характера;
- во-вторых, досрочные выборы, то есть те выборы, которые обусловлены преждевременным прекращением исполнения полномочий выборными должностными лицами муниципального образования;
- в-третьих, повторные выборы, то есть те выборы, которые проводятся вместо основных, признанных по ряду причин либо несостоявшимися, либо недействительными;
- в-четвертых, дополнительные выборы, то есть те выборы, которые проводятся в связи с преждевременным прекращением исполнения полномочий депутатом, избранным по одномандатному избирательному округу.
Проведение основных выборов в муниципалитет осуществляется в сроки, установленные законом и уставом муниципального образования по окончании полномочий избранных должностных лиц и членов выборного органа. Срок действия полномочий выборных должностных лиц и депутатов представительного органа определяется в уставе муниципального образования и ограничен периодом от 2 до 5 лет.
Основанием для проведения досрочных выборов в муниципалитет могут выступать:
- во-первых, отзыв депутатов избирателями;
- во-вторых, признание судом неправомочности состава представительного органа;
- в-третьих, роспуск представительного органа в соответствии с законодательством.
Проведение повторных выборов в муниципалитет осуществляется при выбытии всех кандидатов или признании результатов выборов недействительными, а также при признании выборов в муниципалитет несостоявшимися.
Проведение дополнительных выборов в муниципалитет осуществляется при досрочном прекращении полномочий депутатов одномандатного избирательного округа. Проведение таких выборов считается нецелесообразным, если срок избрания не превышает 1 года.
Население муниципального образования обладает пассивными и активными избирательными правами. Активное избирательное право предоставляется тем гражданам, которые на день голосования достигли возраста 18 лет. Пассивное избирательное право требует достижения возраста 21 года.
Характерные черты выборов в муниципалитет
К основным характерным чертам выборов в муниципалитет, выступающим в качестве института обеспечения функционирования муниципальной публичной власти, можно отнести следующие:
- во-первых, выборы являются основным и обязательным институтом прямого демократического процесса, состоящим в непосредственном волеизъявлении граждан и публичном принятии ими кадровых решений;
- во-вторых, выборы рассматриваются в качестве части и исходного начала властвования населения и представительного характера, то есть через выборы проявляется взаимосвязь института прямой демократии и представительных институтов в целом;
- в-третьих, выборы выступают в качестве средства, позволяющего населению непосредственно участвовать в управлении делами муниципальных образований, на территории которых они проживают, то есть непосредственно реализовать предоставленные им на конституционном уровне свободы и права;
- в-четвертых, масштаб и широта участие в осуществлении избирательной кампании всех слоев населения муниципального образования придают выборам в муниципалитет значение общемуниципального политического мероприятия;
- в-пятых, выборы в муниципалитет представляют собой элемент, структурирующий гражданское общество, позволяющий выявлять различные интересы, позиции и подходы к достижение компромиссов при решении вопросов, имеющих местную значимость.
Значение выборов в муниципалитет проявляется не только в том, что они позволяют формировать органы муниципального управления представительного характера и замещать посты должностных лиц муниципального образования. Фактически значение выборов в муниципалитет существенно шире. Результаты выборов позволяют получать общественную оценку проводимой органами муниципального управления политики социально-экономического развития территории муниципального образования. Недовольство политикой муниципальной власти может привести к смене главы муниципального образования и сместить политическую расстановку в законодательном органе.
Также выборы в муниципалитет позволяют местному населению сформировать кадровый резерв муниципальных служащих из кандидатов в депутаты или на замещение постов должностных лиц муниципального образования.
Кроме того, программы развития муниципального образования в социально-экономическом плане, предложенные кандидатами на выборные должности, могут быть использованы органами муниципального управления для внедрения в их деятельность.
Правовая основа выборов в муниципалитет
Нормативно-правовая база выборов в муниципалитет формируется четырехуровневой системой нормативных документов:
- первый уровень представлен международными документами, декларирующими принцип выборности органов муниципального управления;
- второй уровень представлен федеральным законодательством Российской Федерации, в том числе и Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправление в Российской Федерации» и так далее;
- третий уровень представлен региональным законодательством, конкретизирующим порядок проведения выборов в муниципалитет на территории муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации;
- четвертый уровень представлен уставами муниципальных образований.