История становления стратегического государственного управления РФ
Стратегическое государственное управление РФ – это комплексный подход к публичному управлению, предполагающий разработку и реализацию долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны и территорий, ее образующих, а также разработку и реализацию программ развития в конкретной сфере публичного управления, в конкретном федеральном округе, в конкретном регионе посредством увязки, целей, сроков и мероприятий таких стратегий и программ с прогнозируемыми критериями общественно-политического и социально-экономического развития страны.
Концепция использования механизмов и инструментов стратегического управления на государственном уровне рассматривается с позиции различных подходов, к числу которых относятся следующие:
- теория, разработанная в сфере частного бизнеса в США в семидесятых годах XX века, которая рассматривает государственное стратегическое управление как аналог стратегического управления, реализуемого на базе частных организаций. Иначе говоря, для характеристики инструментов и механизмов организации и реализации политической системы стратегического управления на государственном уровне используются инструменты и механизмы организации и реализации стратегического управления на уровне частной компании. Таким образом, основу выстраивания стратегии государственного управления составляет стратегия управления в организации. Эта концепция широко применима для реализации стратегического управления в социальной сфере на уровне региональных и местных сообществ;
- теория стратегического государственного управления, которая основывается на разработанном и функционирующем в Советском государстве механизме долговременного планирования. Этот подход выступает основой для стратегического государственного управления экономическими отношениями;
- третий подход характеризуется отсутствием четкой теоретической базы и представляет стратегическое управление не как научно и практически обоснованную целостную концепцию, но как искусство управления. Названный подход широко используется для организации и реализации системы государственного стратегического управления рыночными отношениями.
Значение стратегического государственного управления РФ
Необходимость внедрения стратегического управления в область публичного управления обусловлена необходимостью комплексного решения социально-экономических задач развития территории государства, а также территорий регионов и местных сообществ.
При этом важнейшей задачей в области внедрения государственного стратегического управления является выбор наиболее эффективных методов стратегического управления, которые бы обеспечили многоцелевое властное воздействие на общественные отношения и способствовали бы прогрессивному росту экономики и уровня благосостояния населения.
Потому к числу приоритетных методов внедрения государственного стратегического управления следует отнести программно-целевой метод. Этот метод позволяет при ограниченном объеме финансовых, материальных и технических ресурсов обеспечить решения задач публичного управления посредством выявления приоритетных областей.
Характеристика целей стратегического государственного управления РФ
Важнейшим вопросом организации государственного стратегического управления является выбор адекватных целей функционирования системы публичного управления, их оптимального баланса. Указанное затрудняется тем обстоятельством, что приоритетные цели в конкретных областях управления нередко противоречат друг другу. Так, например, нередко в противодействии находятся экономическая эффективность и экологическая безопасность и пр.
Для выбора наиболее адекватных целей публичного управления в государственном стратегическом управлении применяются стратегическое планирование и стратегическое прогнозирование. Стратегическое планирование предполагает определение стратегических приоритетов и разработку на их основе планов и программ достижения целей управления.
В России, как и во всяком современном государстве, в число приоритетных целей государственного управления включаются:
- упорядочение социально-экономических отношений внутри государства для наиболее полного удовлетворения потребностей населения, обеспечения экономического благосостояния личности и государства в целом. Управленческое воздействие в сфере экономики должно обеспечивать стабильность и развитие экономической системы, ее оперативную адаптацию к изменяющимся внешним и внутренним условиям и пр.;
- упорядочение политических отношений, направленное на вовлечение населения в управление политическими и социально-экономическими процессами в стране, налаживание каналов связи между населением и должностными лицами и органами публичного управления, поддержка со стороны государства в становлении и развитии институтов гражданского общества;
- обеспечение режима правового государства, правопорядка на территории государства, законности во всех сферах общественной жизни, безопасности государства и необходимого для эффективного развития личности уровня благосостояния;
- утверждение и развитие демократических институтов, в том числе демократического законотворчества, независимой эффективной судебной системы и пр.
Названные общие цели в системе стратегического государственного управления конкретизируются применительно к конкретной области управления для определения наиболее эффективных путей их достижения.
Таким образом, государственное стратегическое управление позволяет:
- формировать долгосрочные перспективные направления функционирования государства в области социально-экономического развития;
- разрабатывать и реализовывать долгосрочные решения в комплексе среднесрочных и краткосрочных задач;
- ориентировать административно-территориальные единицы уровня регионов и местных сообществ на выстраивание планов и программ собственного социально-экономического развития в соответствии со стратегическими целями развития государства.