Военная бюрократия в дореволюционной России
Военная бюрократия – это аппарат военных чиновников, образованный на принципе иерархического подчинения нижестоящих чиновников вышестоящим, и функционирующий для решения военных и общеуправленческих задач.
Властно-бюрократические отношения, обеспеченные инструментами принуждения, начали складываться на Руси, когда функции публичного управления на соответствующей территории реализовывались князем, чья власть обеспечивалась военной дружины. Этот институт публичного управления фактически представлял собой зачатки военной бюрократии и реализовывал функции общественного управления:
- административное управление;
- правосудие;
- внешнеполитическое управление;
- военное управление.
При этом княжеско-военное управление носило временный характер: князь наделялся властью общим собранием, отстранялся от власти общим собранием. Фактически военная бюрократия на Руси функционировала на договорных условиях с населением конкретной территории.
Трансформация княжеской власти из временно-персональной в постоянно-наследуемую привела к дроблению древнерусского государства, а значит обострению военных распрей. Неотъемлемой частью русского государства того периода было княжеская дружина, на которую наряду с князем возлагалось государственное управление. Военное управление настолько тесно переплеталось с государственным управлением, что фактически утрачивало различия. Татаро-монгольское иго существенно ослабило власть князей, фактически сравняв их с окружением.
С установлением монархии значимость военный бюрократии усилилась. К примеру, в период правления Ивана Грозного земли дворян могли быть конфискованы при уклонении от военной службы.
В период существования российского государства до XVII века отсутствовало четкое разделение гражданской и военной службы. Боярское звание позволяло одинаково хорошо выполнять дипломатические, военные и административные функции. Те, кто несли военную службу, в преклонном возрасте могли попросить перевода на гражданскую службу.
Петр I подверг военное дело существенному реформированию, он обеспечивал формирование полков из вольных людей, которые сами хотели нести военную службу. Порядок несения военной службы регулировался Соборным уложением 1649 года. В конце XVII века был осуществлен роспуск стрелецких частей, взамен которых были учреждены пехотные и драгунские полки. В этот период начинается рекрутирование.
В период правления Петра Великого в России функционировал Приказ военных дел, который выполнял следующие функции: финансирование и обеспечение нужд регулярной армии, комплектование вооруженных сил, формирование военных подразделений, отбор военноначальников, делопроизводство в армии, чинопроизводство.
Специфика военной бюрократии в российском государстве
История российского государства позволяет отметить следующие особенности военной бюрократии.
Во-первых, Россия на протяжении истории существования ее государственности часто участвовала в войнах или находилась на стадии подготовки к ним. Это привело к тому, что военное дело для российского дворянства находилось на переднем плане по сравнению с другими направлениями государственного управления. По сути, все остальные направления государственного управления подчинялись военному делу, были призваны служить его интересам. Привилегированные слои общества были военнообязанными, несение военной службы было наследственным делом. При этом представители привилегированных слоев даже при наличии военных должностей могли заниматься гражданскими делами, но при возникновении угрозы должны были исполнять военные обязанности.
Во-вторых, для российской действительности характерно отсутствие гражданского общества, которое здесь так и не появилось в отличие от Западной Европы. Российское общество всегда находилось под господством верховной власти. Осуществление любых значимых реформ экономического и социального характера проводилось сверху вниз, с ориентацией на интересы правящей элиты. Проведение реформ осуществлялось за счет государственного принуждения или в исключительных случаях за счет насильственных мер над подчиненной частью общества. Сложившаяся ситуация способствовала формированию бюрократической традиции в политической науке и практике, в которой гражданин выступал в качестве собственности государства, а все его действия определялись властью или признавались покушением на эту власть. Административно-бюрократическая форма существования российского государства обеспечивала его противостояние населению. Государство не несло ответственности перед населением, не подчинялось обществу и не было ему подконтрольно. В противовес этому общества было подчинено государству, различным его бюрократическим структурам, в том числе военным.
В-третьих, для бюрократии в России характерной особенностью выступало назначение на высшие должности в системе государственного аппарата представителей силовых структур, отличавшихся исполнительностью, верностью и послушанием в отношении своего протеже. Следствием этого стало распространение в гражданской сфере отношений военного стиля управления, распространяющегося на всех подчиненных военных лиц во власти.
В-четвертых, для России характерно сочетание централизации военного управлением с разграничением полномочий и функций высших органов управления. Такое разграничение вводилось в начале или после окончания войны и показывало себя неэффективным при управлении военной структурой. В качестве истока такой традиции можно обозначить порочную практику, сложившуюся в имперской России и состоящую в том, что основным фактором военной карьеры являлась возможность приближения к власти, а не стремление внести улучшения в управление государством. Проводимые попытки разграничения полномочий военно-административного и военно-оперативного характера снижали эффективность и приводили к неизбежным трениям.