Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Военная реформа (Александр II)

Содержание статьи
Определение 1

Военная реформа Александра II – это реформа структуры военной организации в Российской империи, проведенная в 1870-е гг. Александром II.

Период правления Александра II называют «эпохой великих реформ», и военная реформа была одной из них.

Причины реформы

В 1853-1856 гг. Россия участвовала в Крымской войне, которая была ею проиграна и в дальнейшем отрицательно сказалась на общем состоянии империи, особенно в военной и экономической сферах. Стала очевидна техническая отсталость русской армии по сравнению с европейскими.

Александр понимал необходимость проведения реформ для обеспечения будущего страны. В 1861 г. Д. Милютин был назначен военным министром. Он в 1862 г. предоставил доклад для императора, в котором были прописаны основные проблемы армии:

  • плохое распределение средств на содержание армии, ибо выделаются большие суммы, но боеспособность войска не повышается;
  • рекрутские наборы, которые понижают качество армии;
  • обучение рекрутов офицерами запаса, из-за чего отсутствовало адекватное разделение войск на действующие и резервные;
  • недостаточное количество военных училищ, вследствие чего примерно 70% офицеров не имели военного образования;
  • неразвитость сети государственных учреждений, осуществлявших контроль за призывом, оснащением армии и пр.;
  • большое количество армии, часть которой находится в бездействии; необходимость увеличить резервные войск, тем самым уменьшив регулярные, а в случае военный действий будет возможность призвать резервные войска в сжатые сроки.

Цели реформы были следующие:

  • создать армию с обученными резервами;
  • усовершенствовать систему военного управления;
  • улучшить подготовку офицеров;
  • перевооружить войска новым оружием;
  • ликвидировать отставание России от европейских армий.

Содержание реформы

Реформа проводилась несколько лет: первые изменения произошли в 1862 г. и продолжались до 1880-х гг. Данная реформа затронула абсолютно все сферы жизни военных – от структуры армии до нового устава и униформы.

Готовые работы на аналогичную тему

Основными новшествами реформы были:

  • увеличение сети военных учебных заведений: создание военных гимназий, юнкерских училищ и академий;
  • введение новых уставов;
  • отмена телесных наказаний в армии;
  • учреждение 15 военных округов для улучшения управления армией;
  • перевооружение войск нарезным стрелковым оружием и артиллерией;
  • отмена рекрутской системы и замена ее всесословной воинской повинностью.

В 1862 г. были созданы первые военные округа (Варшавский, Киевский, Виленский), а в 1874 г. их количество дошло до 15. Согласно положению об округах, командующий округом считался полноценным и единым управляющим военными делами в регионе, тем самым создавалось единое централизованное руководство военными частями. Было подвергнуто изменениям военное министерство, штаб которого сократился на 327 человек, благодаря борьбе с бюрократизацией.

В 1864-1869 гг. было проведено сокращение частей и перевод солдат в резерв. Этим уменьшались затраты на армию в мирное время, но в случае военных действий это позволяло иметь резерв подготовленных солдат. На мобилизацию теперь уходило 50 дней, что раньше проходило в течение года.

Кроме того, была ликвидирована система рекрутского набора, а вместо него вводилась всесословная воинская обязанность. Все мужчины, начиная с 20 лет, были обязаны проходить военную службу (с 1888 г. призывной возраст сдвинулся до 21 года). Срок службы отныне составлял 6 лет для сухопутных войск и 7 лет – для морских. От службы освобождались некоторые слои населения – духовенство, сектанты, инородцы из Средней Азии, Кавказа, Казахстана, а также единственные сыновья/кормильцы в семье.

После прохождения службы большая часть уходила в запас, который составлял 3 года для флота и 9 лет для сухопутных войск.

Также были созданы Военный суд и Военная прокуратура. Суд делился на судебные инстанции: полковой, военно-окружной, главный военный суды. Во время войны функционировал главный полевой военный суд.

Изменениям подверглись не только управление и система набора, но и техническая сфера: гладкоствольное оружие заменили нарезным – в 1868 г. армия перевооружается винтовкой Бердана. Артиллерия была также полностью перевооружена в 1860-1870-х гг. – были приняты на вооружение более легкие и с лучшей скоростью и расстоянием стрельбы пушки, например, пушка Барановского или картечница Гатлинга). В 1869 г. был спущен со стапелей первый в России броненосец «Петр Первый», что считается началом замены парусников (бывших признаком отсталости России) на паровые судна.

Была изменена и униформа, что коснулось ее цвета, длины, формы отдельных частей обмундирования. Действия по изменению формы вызвали большую критику, поскольку считалось, что правительство придает слишком большое значение данным мероприятиям, которые не столь важны на самом деле.

Для совершенствования профессионального уровня военных была создана сеть военных училищ и академий, среди которых были Военно-юридическая академия (1867 г.), Морская академия (1877 г.).

Результаты реформы

Результаты реформы были следующие:

  • сокращение численности армии на 40 %, что уменьшило выплаты на ее содержание;
  • создание сети военных и юнкерских училищ, доступ в которые был открыт для представителей всех сословий;
  • усовершенствование системы военного управления и централизация, повышение мобильности, достигнутая путем создания военных округов;
  • ликвидация слабого и неэффективного рекрутского набора благодаря введению массового призыва;
  • уменьшение численности бюрократии;
  • перевооружение армии и флота способствовало повышению боеспособности войск;
  • разработка и введение новых воинских законов и уставов, способствовала структуризации военной системы и обновлению правил, которые считались устаревшими.
Замечание 1

Таким образом Россия получила армию, которая могла самостоятельно и эффективно действовать. Реформа определенно имела положительное воздействие на состояние российской армии, поэтому она может считаться одним из важнейших преобразований, проведенных Александром II.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис