Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Реформы при Александре II

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / История России / Реформы при Александре II
Определение 1

Реформы Александра II – это комплекс преобразований, затронувших государственную, административную, социальную, экономическую сферы общественной жизни, проведенных в правление Александра II.

Основными реформами 1860-1870-х гг. были:

  • крестьянская реформа (отмена крепостного права) (1861 г.);
  • финансовая реформа (1863);
  • реформа сферы высшего образования (1863);
  • земская реформа (1864);
  • реформа судебной системы (1864);
  • цензурная реформа (1865);
  • городская реформа (1870);
  • реформа сферы среднего образования (1871);
  • военная реформа (1874).

Причины реформ

Причинами проведения реформ можно назвать:

  • поражение страны в Крымской войне, которое продемонстрировало отсталость страны от Европы;
  • рост социальных противоречий;
  • проигрывание в экономической конкуренции с западным странам;
  • прогрессивное окружение императора.

Готовые работы на аналогичную тему

Содержание реформ

Первой и самой важной реформой была отмена крепостного права. Крепостное право к тому периоду находилось в глубоком кризисе и нуждалось в упразднении, а крестьянское недовольство могло вылиться в масштабные волнения по всей империи. С 1857 г. Секретный комитет разрабатывал проект реформы, а в 19 февраля 1861 г. был выпущен Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».

Согласно этому положению крестьяне получали личную свободу и возможность распоряжаться своей собственностью; земля же оставалась в собственности помещиков, и крестьянин должен был работать на отданном ему участке, пока не отработает выкуп за нее (барщиной или оброком). После реформы крепостные крестьяне перешли в разряд временнообязанных. В деревне по-прежнему сохранялась сельская община, а положение определяло структуру, права крестьянского самоуправления. Эта реформа фактически не сильно поменяла положение крестьян, поскольку они не получили землю, а должны были, как и прежде, работать на земле помещика и платить ему оброк или отрабатывать барщину. Тем не менее, крестьяне получили личную свободу, став полноправными членами общества.

В ходе финансовой реформы 1860-1864 гг. был создан Государственный, земской и коммерческий банки. Деятельность банков, в основном, была направлена на поддержку промышленности. Также были созданы контрольные органы, которые не зависели от местных органов власти и которые должны были проводить проверку финансовой деятельности органов власти.

Реформа среднего образования способствовала распространению принципа общедоступного образования для всех сословий. Для этого были открыты новые начальные школы и гимназии. Кроме того, открываются женские гимназии, и женщины начинают допускаться на государственную службу.

В 1863 г. был издан Университетский устав, определявший порядок функционирования университетов. Этот устав считается наиболее либеральным из всех университетских уставов дореволюционной России. Согласно его положениям, каждое высшее учебное заведение должно было иметь 4 факультета: историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский (только в Петербургском этот факультет был заменен Восточным). Во главе университета стоял ректор (выбирался раз в четыре года Советом), а факультетов – деканы. В целом этот устав предоставил университетам большую самостоятельность, создал благоприятные условия для научной и учебной деятельность, способствовал утверждению достаточного числа квалифицированных преподавателей, и предусматривал целый ряд специальных мер по освоению наук.

Земская реформа 1864 г. предусматривала создание системы местного самоуправления в сельской местности – земских учреждений (земств). Появлялись земские собрания и земские управы, которые были выборные и бессословные. Они состояли из 6 человек, которые назначались земскими собраниями (собирались один раз в год). Они занимались местными хозяйственными делами: строительство и содержание школ и больниц, вопросами местной торговли, приведение в порядок путей сообщения, обеспечением народного продовольствия, взиманием налогов на местные нужды.

Судебная реформа 1864 г. сформировала новые принципы судопроизводства: бессословность, гласность, независимость, отделение судебной власти от административной, состязательный характер судопроизводства, введение суда присяжных и т.д. Это способствовало совершенствованию судебной системы, а принципы, заложенные тогда, используются в судопроизводстве и по сей день.

В 1865 г. была проведена цензурная реформа, принципы которой поддерживали курс прежних императоров. Был установлен контроль над всем, что публикуется, так как в России была развита революционная деятельность.

Городская реформа 1870 года, в основном, была направлена на благоустройство городов, развития рынков, здравоохранения, образования, установления санитарных норм и т.д. Однако реформа затронула не все города, а только 509 из 1130. Так, принципы реформы не были применены для городов, находящихся на территории Польши, Финляндии, Средней Азии.

Военная реформа, фактически завершенная к 1874 г. предусматривала замену рекрутского набора на всесословную повинность (служба 6 лет, а затем в запас), модернизацию вооружение, развитие флота, обучение личного состава, что сделало российскую армию одной из лучших в мире.

Последствия реформ

Реформы Александра II оказали сильное влияние на последующее развитие страны:

  • появились перспективы и возможности для построения капиталистической модели экономики: был снижен уровень государственного регулирования экономической сферы, сформировался свободный рынок рабочей силы; однако промышленность все еще не была готова к восприятию капиталистической модели;
  • были заложен фундамент формирования гражданского общества: население получило больше прав и свобод, чему способствовали реформы образования, городская и экономическая реформы, отмена крепостного права;
  • усилилась оппозиция: поскольку реформы носили довольно либеральную окраску, соответствующие движения получили возможности для развития и начали набирать силу.
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис