Сущность и значение бумажной бюрократии
Бумажная бюрократия – это крайняя форма бюрократии, проявляющаяся в абсурдности количества документов, которое необходимо оформить для получения какой-либо государственной или муниципальной услуги.
Бумажная бюрократия – это негативное явление, которое отрицательно воспринимается пользователями государственных и муниципальных услуг.
Аналогом термина «бумажная бюрократия» является термин «бумажная волокита».
Современное развитое общество стремится к демократизации государственных и муниципальных процессов, выработке мер борьбы с бюрократией.
Развитие бумажный бюрократии характеризуется следующими чертами, отрицательно воспринимаемыми обществом:
- во-первых, постоянное увеличение численности документов, необходимых для получения какой-либо услуги от государства или муниципального образования. В условиях развития бумажной волокиты для получения одной справки может требоваться предоставление десятка других. Это увеличивает расходы гражданина на получение государственных и муниципальных услуг, поскольку многие документы являются платными, требуют нотариального заверения заверение и так далее. Кроме того, сбор документов требует значительных затрат времени, которые для работающего гражданина являются непозволительной роскошью;
- во-вторых, абсурдная затягивание времени на оказание государственных или муниципальных услуг. Промежуток времени от момента принятия решения относительно обращения в органы государственного и муниципального управления за услугой до момента получения услуги затягивается за счет огромного количества требований к получателю услуги. Выполнение этих требований, в том числе получение различных справок и документов, требует больших затрат времени и искусственно затягивает процесс;
- в-третьих, наличие противоречивых требований, призванных искусственно затянуть процесс оказания государственной и муниципальной услуги. Зачастую многие из тех документов, которые требуются для получения государственной или муниципальной услуги, в конечном счете оказываются не нужны для получения услуги. При этом финансовые средства и ресурсы времени, уже затраченные гражданами, не подлежат восполнению;
- в-четвертых, общественное недовольство, вызванное негативными характеристиками бумажной бюрократии, трудностями общения с чиновниками, при получении государственных или муниципальных услуг. Развитие бумажной бюрократии отрицательно влияет на общественное настроение и отношение населения к государственной и муниципальной власти;
- в-пятых, самоуправство отдельных чиновников, берущих на себя право выставления условий для получения той или иной государственной услуги.
Способы снижения уровня бумажной бюрократии
Снижение уровня бумажный бюрократии достигается различными методами, к числу которых относятся следующие:
- во-первых, четкое ограничение списка документации, необходимой для получения государственной и муниципальной услуги определенного вида с распространением этого перечня на территорию всего государства. Эта мера унифицирует подход к оказанию государственных и муниципальных услуг на территории государства и обеспечит единообразие подхода к сбору документов;
- во-вторых, оформление образцов документов по каждому пункту перечня документации, необходимой для получения государственной или муниципальной услуги. Эта мера позволяет исключить ошибки при заполнении документации и сократить время на получение государственной и муниципальной услуги;
- в-третьих, организация контроля за соблюдением сроков оказания государственных и муниципальных услуг;
- в-четвертых, обеспечение возможности обжалования результатов оказания государственных и муниципальных услуг в кратчайшие сроки, особенно в случае отказа от предоставления соответствующей документации по результатам оказания государственной или муниципальной услуги.
Электронное управление государством и муниципалитетом как способ предотвращения бумажной бюрократии
Одним из наиболее современных и перспективно эффективных средств борьбы с бумажной волокитой является организация электронного правительства на различных уровнях государственной и муниципальной власти.
Этот метод предполагает отказ от непосредственного общения гражданина и чиновника, а значит, сокращает возможности злоупотребления чиновниками своей властью.
Граждане получают возможность с помощью современных средств связи, в том числе сети Интернет, через соответствующие порталы оказания государственных и муниципальных услуг, осуществлять заказ этих услуг и получать их в электронной или при необходимости бумажной форме по результатам оказания.
Такая система взаимодействия граждан и чиновника исключает возможность предъявление несанкционированных требований к порядку получения государственных и муниципальных услуг. Стандартизированные требования закреплены в электронном механизме получения государственных и муниципальных услуг и не могут меняться по прихоти отдельных чиновников. Кроме того, преимуществом такой системы является снижение уровня коррупции, обусловленной отсутствием непосредственного контакта между чиновником, способным вымогать денежные средства, и гражданином, вынужденным дополнительно оплачивать получение той или иной государственной и муниципальной услуги.
Применение электронной формы взаимодействия чиновников и граждан сокращает количество бумажных документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги. Получение государственной и муниципальной услуги в этой форме позволяет предоставлять для ее получения документацию также в электронной форме. Это сокращает затраты времени на изготовление копий документов, их заверение у нотариуса. Также граждане наделяются возможностью получения государственной или муниципальной услуги на территории всего государства без совершения дорогостоящих поездок в другие регионы или муниципальные образования для оформления документации.