Бюджетная система – это правовой и социальный институт, который определяет наличествующие в современной России виды бюджетных отношений, опосредующих организацию бюджетной системы, взаимосвязи между ее структурными единицами и внутреннюю структуру таких единиц.
Понятие и структура бюджетной системы РФ
К определению категории бюджетной системы в отечественных законодательстве и практике сложились два подхода.
Как специальная категория бюджетная система определяется положениями федерального бюджетного законодательства в качестве строящейся на базе экономических правоотношений исходя из административно-территориального устройства страны, урегулированной отечественным законодательством совокупности бюджетов разных уровней – федерального, регионального и местного – и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Отсюда, в отечественную бюджетную систему включают следующие виды структурных единиц:
- это бюджет соответствующего уровня: бюджет Федерации, бюджет региона, бюджет муниципалитета или бюджет государственного фонда внебюджетного характера;
- это собственная структура бюджета соответствующего уровня, то есть доходные и расходные обязательства бюджета соответствующего публично-правового образования, источники финансирования дефицита. Указанные структурные элементы бюджетной организации следует рассматривать как, с одной стороны, самостоятельные при непосредственном осуществлении бюджетной деятельности, соответственно, Федерацией, регионом, муниципалитетом, фондом и, с другой стороны, взаимосвязанные ввиду общей государственно-правовой основы их организации;
- это межбюджетные отношения, которые складываются между структурными единицами, образующими бюджетную систему.
Следуя широкому подходу, бюджетная система представляет собой социальный институт и институт отечественного законодательства, который опосредует важнейшие для государства бюджетные процессы. С этой точки зрения в качестве элементов бюджетной системы следует рассматривать бюджетно-материальные правоотношения, которые складываются в государстве и определяют, в свою очередь:
- организацию бюджетной системы (то есть бюджетно-процессуальные правоотношения);
- каналы и направления взаимосвязи между элементами бюджетной системы;
- собственную организацию бюджета соответствующего уровня.
Орган конституционного надзора страны, конкретизируя понятие бюджетной системы, в своих разъяснениях дает следующее определение бюджетной системы: она представляет собой финансово-экономическую основу для осуществления Федерацией, регионами, муниципалитетами, возложенных на них публичных функций. Так, бюджет административно-территориальной единицы выступает инструментом осуществления отечественной финансовой политики и создает основу распределения и перераспределения финансов на соответствующей территории.
Таким образом, происходит финансовое обеспечение реализации государством, регионами, муниципалитетами публично-правовых задач, возложенных на них населением. В свою очередь, бюджетные отношения следует рассматривать в качестве одного из механизмов социально-экономического развития соответствующей территории. При этом подчеркивается, что бюджеты различных уровней не изолированы друг от друга, они являются элементами бюджетной организации страны, связанными общими принципами формирования бюджета, организации его исполнения и контроля такой организации.
Бюджетный процесс в РФ
Бюджетный процесс представляет собой законодательно определенную правовую форму организации бюджетной деятельности. Здесь процессуальной формой именуется система однородных требований, которые предъявляются к организации и осуществлению участниками процесса деятельности по реализации собственных материальных прав и обязанностей.
В бюджетных правоотношениях бюджетный процесс с точки зрения права выступает элементом процессуальной формы организации бюджетной деятельности, которая определяет процедуру реализации полномочий участниками бюджетного процесса.
Бюджетный процесс – это не только совокупность стадий утверждения и реализации бюджета на соответствующий период, но и механизмы принятия нормативно-правовых актов о бюджете, порядок исполнения бюджета и контроля такого исполнения.
При этом надо учитывать специфику бюджетно-финансовых отношений. Бюджет – это не просто нормативно-правовой акт, это финансовый план обеспечения социально-экономического развития территории публично-правового образования соответствующего уровня. С процедурной точки зрения такой план включает этапы разработки и утверждения бюджета, осуществления бюджета и контрольные процедуры в отношении законности и эффективности исполнения бюджета.
Положениями современного отечественного бюджетного законодательства бюджетный процесс определяется как урегулированная правовыми положениями деятельность органов публичного управления федерального регионального и местного уровней и иных участников бюджетного процесса. Регламентация такой деятельности касается бюджетов всех уровней, а также бюджетов фондов.
В качестве стадий бюджетного процесса теорией и практикой выделяются:
- разработка бюджетного плана, то есть законопроекта или проекта решения о бюджете. Такой нормативно-правовой акт разрабатывается на основе правил и принципов, закрепленных в бюджетном законодательстве, и тех целей и задач, которые ставятся перед публично-правовым образованием для его эффективного социально-экономического развития. Отсюда названная стадия может быть поименована как бюджетное планирование;
- разработанный по результатам бюджетного планирования законопроект о бюджете или решение о бюджете должны быть утверждены в соответствии с процедурой, регламентированной законодательством;
- непосредственное исполнение бюджета соответствующего уровня;
- контрольные процедуры в отношении установления законности и эффективности исполнения бюджета.