Понятие и состав расходов муниципального бюджета
Расходы муниципального бюджета – это совокупность денежных средств, которая направляется для финансового обеспечения исполнения задач и функций органов муниципального управления.
Бюджетный процесс начинается с этапа планирования бюджетных расходов, отражающих цель функционирования органов муниципального управления.
Состав бюджетных расходов муниципального бюджета определяется целями, на финансирование которых будут направляться средства бюджета.
С точки зрения обязательности осуществления расходов муниципального бюджета можно выделить два основных вида бюджетных расходов:
- во-первых, расходы муниципального бюджета обязательного характера, то есть та разновидность расходов, которая предназначена для финансирования отраслей муниципального хозяйства, обеспечивающих поддержание определенного уровня развития этого хозяйства;
- во-вторых, расходы муниципального бюджета необязательного характера, то есть та часть муниципальных расходов, которая направляется на финансирование мероприятий текущего или краткосрочного характера.
Также в составе расходов муниципального бюджета можно выделить две группы расходов в зависимости от их назначения:
- во-первых, расходы муниципального бюджета капитального или инвестиционного характера, то есть та часть расходов, которая обеспечивает осуществление инновационной и инвестиционной деятельности муниципалитета – его развитие;
- во-вторых, расходы муниципального бюджета текущего характера, то есть те расходы, которые обеспечивают состояние функционирования органов муниципального управления, учреждений муниципалитета, осуществление помощи иным бюджетам и поддержание отдельных отраслей муниципального хозяйства.
Расходы муниципального бюджета выступают в качестве главного элемента муниципальных финансов, отражающего задачи и функции, возложенные на органы муниципальной власти.
Структура расходов муниципального бюджета
В обобщенном виде структура расходов муниципального бюджета включает в себя следующие составляющие:
- во-первых, те расходы, которые обусловлены основной задачей муниципальных органов власти, то есть решением вопросов, имеющих местную значимость, в соответствии с законодательством государства и региональным законодательством;
- во-вторых, те расходы, которые связаны с реализацией государственных полномочий, делегированных органам муниципального управления органами государственной власти;
- в-третьих, те расходы, которые обусловлены погашением и обслуживанием муниципальных ссуд и займов;
- в-четвертых, ассигнования, предназначенные для страхования служащих муниципалитета, муниципального имущества, предпринимательских рисков, гражданской ответственности, осуществления иных расходов в соответствии с уставом муниципального образования.
При изучении структуры расходов муниципального бюджета осуществляется их классификация по различным основаниям. так, расходы классифицируются по функциональному назначению. В соответствии с этим критерием расходы муниципального бюджета делятся на две основные группы:
- расходы, обусловленные выполнением органами муниципального управления полномочий, которыми они наделены в соответствии с законодательством;
- расходы, обусловленные выполнением делегированных государственных полномочий.
К исключительной компетенции муниципального бюджета в смысле финансирования относятся следующие виды расходов:
- расходы по содержанию органов муниципального управления;
- расходы, связанные с формированием муниципального имущества и управлением им;
- расходы на содержание и организацию муниципального дорожного строительства;
- расходы, связанные с озеленением и благоустройством территории муниципального образования;
- расходы, обусловленные организацией переработки и утилизации отходов бытового назначения;
- расходы по обеспечению противопожарной безопасности;
- расходы на содержание архивов муниципалитета;
- расходы, связанные с организацией, содержанием, развитием образовательных, медицинских, культурных, спортивных учреждений на территории муниципального образования;
- расходы по организации транспорта на территории муниципального образования;
- расходы по содержанию мест, предназначенных для захоронения;
- расходы по организации, содержанию и развитию жилищно-коммунального хозяйства на территории муниципалитета;
- расходы на осуществление программ муниципального развития, разработанных органами муниципального управления;
- расходы на содержание органов, занятых охраной общественного порядка на территории муниципального образования;
- расходы на муниципальные выборы и референдумы и так далее.
Методика анализа расходов муниципального бюджета
С целью анализа расходов муниципального бюджета могут использоваться различные показатели, характеризующие их состав, структуру и динамику.
Одним из показателей состава расходов муниципального бюджета является абсолютная сумма расходов в целом или по отдельным направлениям. Изменение этого показателя в абсолютном или относительном виде характеризует динамику расходов муниципального бюджета с течением времени, позволяя отслеживать их изменения по сравнению с плановыми показателями или показателями предыдущих периодов.
Для анализа структуры муниципального бюджета используется показатель удельного веса отдельных статей расходов в общей величине расходов муниципального бюджета. Этот показатель рассчитывается как отношение суммы расходов по отдельной статьи бюджета к общей сумме расходов муниципального бюджета. Данный показатель характеризует долю тех или иных расходов в общих расходах муниципального бюджета. Динамика данных показателей позволяет отслеживать изменение структуры муниципальных расходов с течением времени, а также выявлять необоснованно возросшие или сократившиеся статьи муниципальных расходов.