Архивное дело Московской области – это порядок организации комплектования, хранения, использования и учета документов Архивного фонда области и иных архивных документов вне зависимости от формы собственности, а также система отношений по управлению архивным делом в интересах населения, государства и общества.
Правовые основы деятельности и состав полномочий органов власти Московской области в сфере архивного дела
Правовые основы организации архивного дела Московской области формирует Закон Московской области «Об архивном деле Московской области», действующий с 2007 года. Данный закон упорядочивает отношения в сфере архивного дела, а также порядок работы с архивной документацией.
Органы государственного управления исполнительного характера в Московской области в сфере архивного дела наделяются следующими полномочиями:
- во-первых, обеспечивать проведение государственной политики в области архивного дела на территории области;
- во-вторых, координировать деятельность органов государственной власти области, организаций, муниципальных образований в сфере организации архивного дела на территории области;
- в-третьих, формировать и содержать Архивный фонд Московской области;
- в-четвертых, хранить, комплектовать, учитывать и использовать архивные документы и архивные фонды государственных музеев, архивов, библиотек, органов власти, государственных унитарных предприятий;
- в-пятых, создавать, реорганизовывать и ликвидировать государственные архивы на территории области, а также содержать их;
- в-шестых, вести государственный учет документов Архивного фонда Московской области и обеспечивать информацию относительно содержания и состава данного архива для органов государственного управления и области, органов муниципального управления, граждан и хозяйствующих субъектов;
- в-седьмых, решать вопросы относительно передачи архивных документов, являющихся собственностью Московской области, в собственность государства, других регионов или муниципальных образований.
Реализацию данных полномочий обеспечивает формирование центрального исполнительного органа государственного управления Московской области в сфере архивного дела.
Общая характеристика Архивного фонда Московской области
Архивный фонд Московской области представляет собой исторически сформировавшуюся и находящуюся в стадии постоянного пополнения совокупность архивной документации, отражающей духовную и материальную жизнь общества, имеющую научное, историческое, экономическое, социальное, культурное и политическое значение, представляющую собой неотъемлемый элемент историко-культурного наследия области и составную часть архивного фонда России, отнесенную в состав информационных ресурсов области и подлежащую постоянному хранению.
Архивный фонд области включает в свой состав архивные документы, которые находятся на территории области независимо от времени, способа их создания, источника их происхождения, носителя, формы собственности и места хранения. В качестве примеров архивной документации можно обозначить фонодокументы, градостроительная документацию, видеодокументы, электронные документы, рисунки, рукописи, переписку, мемуары, дневники, чертежи и так далее.
Основанием для включения документации в состав Архивного фонда Московской области является экспертиза ценности документации. Принятие решения осуществляет экспертно-проверочная комиссия, которая создается уполномоченным органом государственного управления. Проведение экспертизы ценности документации также осуществляется уполномоченным органом государственного управления, государственным и муниципальным архивом в содействии собственника или владельца архивной документации.
Частные документы включаются в состав архивного фонда на основании договора между владельцем или собственником этих документов и государственным или муниципальным архивом.
Государственные документы Архивного фонда Московской области подлежат обязательному хранению в государственных музеях, архивах и библиотеках, и временному хранению в органах государственной власти Московской области, хозяйствующих субъектов, созданных ими архивах, муниципальных архивах.
Порядок управления архивным делом в Московской области
На органы государственного управления области, органы муниципального управления налагается обязанность создания архивов для комплектования, хранения, использования и учета архивной документации, сформировавшейся в процессе их функционирования. Граждане и хозяйствующие субъекты наделены правом создания архивов с целью хранения документации, которая образовалась в процессе их деятельности.
На уполномоченный орган в сфере архивного дела налагаются обязанности осуществления государственного управления этим делом на территории Московской области. На уровне муниципальных образований управление архивным делом является обязанностью органов местного самоуправления.
На органы государственного управления Московской области, органы муниципального управления, индивидуальных предпринимателей и хозяйствующих субъектов возлагается обязанность обеспечения финансовых, материально-технических и иных условий, которые необходимы для хранения, комплектования, использование и учета архивной документации, предоставления помещений для архива в соответствии с требованиями хранения архивной документации и условиями труда сотрудников архивов.
Для принятия решения относительно передачи, сноса или реконструкции здания муниципального или государственного архива органами государственного и муниципального управления Московской области на последних налагается обязанность предоставления архиву соответствующего нормативным требованиям здания.
Архивы имеют право на ведение деятельности, которая предусмотрена учредительной документацией и приносит доход. При этом средства, полученные от этой деятельности, а также другие поступления, которые разрешены российским законодательством, подлежат использованию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Московской области.