Антимонопольная политика государства – это комплекс мер, которые направлены на предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Общее представление об антимонопольной политике современного государства
Рынок – это несовершенный механизм установления и развития экономических отношений в обществе. Ему присущ ряд «провалов», устранить которые под силу только государству. Одним из таких «провалов» является стремление рынка к монополизации. Т.е. развитие экономических отношений в определенный момент сводится к тому, что на рынке уменьшается число производителей до одного. В этом случае нарушаются традиционные правила взаимодействия спроса и предложения, тогда потребители (т.е. общество) начинают нести экономический ущерб.
Чтобы предотвратить это, органы государственной власти разрабатывают и реализуют антимонопольную политику. Она включает в себя конкретные мероприятия, по итогам которых уровень конкуренции на национальных рынках должен быть высоким. Следовательно, функции государства в этой сфере общественных отношений сводятся к созданию условий, благоприятных для повышения конкурентоспособности отечественного производителя и экономики в целом.
Антимонопольная политика современного государства зачастую трудно реализуема. Это связано с тем, что ее суть заключается в преимущественном использовании экономических механизмов. Хотя во многих странах мира (в том числе, в России) либо велика доля государственного сектора, либо ещё не до конца развита рыночная действительность. Следовательно, эффективность антимонопольной политики государства зависит от объективного подхода государственных органов к решению данного вопроса и от развитости национального рынка.
Антимонопольное регулирование как основа антимонопольной политики государства
Антимонопольная политика может реализовываться на основе использования различных форм и методов антимонопольного регулирования. Регулирование обычно осуществляется принятием обязывающих или дозволяющих нормативно-правовых актов, которые устанавливают новые или изменяют старые нормы экономической деятельности в стране.
В настоящее время основными методами антимонопольного регулирования являются:
- ограничение монополизации рынка посредством запрета на распространение ложных сведений о конкурентах, на обман покупателей своей продукции относительно ее реальных качеств, на копирование формы, упаковки, внешнего оформления продукции и использования чужих торговых марок без соответствующего согласования, на похищение у конкурентов коммерческих тайн;
- запрещение установления монополистических цен, которое выражается в законодательном наложении запрета на монопольные соглашения о ценах, о разделе рынка, об изъятии продукции с рынка, об ограничениях для входа на рынок новых игроков и т.д.;
- постоянный государственный мониторинг, который заключается в осуществлении государственными органами контрольных мероприятий в отношении предприятий-монополистов;
- сохранение и поддержание конкуренции на рынке.
Последний метод особенно важен в современных экономических реалиях. Для его осуществления государственным органам нужно обращаться, прежде всего, к экономическим мерам. Такими являются содействие созданию новых товаров и новых предприятий, привлечение в страну иностранных инвестиций, формирование свободных экономических (торговых, таможенных и т.п.) зон, финансирование выпуска дефицитных товаров, учреждение совместных предприятий и т.д.
Также борьба государства с монополизацией рынков может вестись посредством практического применения таких методов, как:
- предельное упрощение процедур создания и регистрации новой коммерческой организации (данная мера направлена на повышение конкуренции в отечественной экономике);
- принудительное разделение крупных предприятий-монополистов на несколько более мелких и независимых друг от друга фирм (данная мера направлена на превращение монопольного рынка в конкурентный);
- либерализация внешней торговли, т.е. открытие национального рынка для иностранных предприятий, максимальное снятие для них любого рода барьеров (данная мера направлена против деятельности отечественных монополистов);
- установление порядка слияния и поглощения предприятий, введение государственного контроля за данными процедурами и разрешительного порядка их осуществления (данная мера направлена на предотвращение возникновения на рынке крупных предприятий-монополистов);
- предоставление государственным органам в особо сложные (кризисные) ситуации право устанавливать прямой контроль за размером заработной платы и уровнем цен (данная мера направлена на регулирование, упорядочение деятельности естественных и уже сложившихся монополистов);
- применение санкций в отношении тех предприятий, которые проводят в отношении своих клиентов политику ценовой дискриминации (данная мера направлена на защиту прав потребителей и создание для них равных условий деятельности).
Как показывает практика антимонопольного регулирования в современных государствах мира, наиболее распространенным нарушением антимонопольного законодательства является злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующего положения (как правило, это положение соответствует доли, занимаемой на рынке этим субъектом в размере 65% или более).
Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением зачастую приводит к тому, что на рынке фактически формируется прямой ценовой диктат этого субъекта над экономической системой, обществом. А национальная экономика в этой ситуации теряет производственные мощности, что выражается в снижении валового внутреннего продукта.