Направление развития антикризисного управления регионом
Антикризисное управление регионом – это комплекс стратегических и оперативных мер, реализация которых позволяет выявить кризисные тенденции на региональном уровне, сократить их негативные последствия для последующего эффективного социально-экономического развития соответствующей территории.
В качестве основных направлений развития антикризисного управления регионом можно выделить следующие:
- формирование масштабной системы антикризисного управления, предполагающей достижение стратегических целей посредством реализации специального антикризисного законодательства, программных документов и иных антикризисных мероприятий;
- организация и реализация системы мероприятий органами регионального публичного управления по финансовому оздоровлению частных субъектов рынка, функционирование которых имеет важнейшее значение для прогрессивного экономического развития региональной экономики;
- организация реализации системы мероприятий органами регионального публичного управления по финансовому оздоровлению региональных организаций.
Этапы развития антикризисного управления регионом
Антикризисное управление регионом как всякая публично-правовая управленческая деятельность представляет собой сложный процесс, на разных этапах которого решаются объединенные общей целью управленческие задачи. Так, в качестве основных этапов развития антикризисного управления регионом можно выделить следующие:
Исследование социально-экономической среды территории региона. Этот этап антикризисного управления предполагает сбор и обработку информации, характеризующей состояние:
- органов и должностных лиц публичного управления, которые могут быть включены в систему антикризисного управления;
- имеющихся в распоряжении публичного управления регионом финансовых, кадровых и других ресурсов;
- финансовых и иных ресурсных потоков между органами публичного управления, государственным и муниципальным предприятиями, а также частными организациями;
По результатам проведенной оценки определяются стратегические направления антикризисной региональной политики, а также намечается план оперативных мероприятий для специального антикризисного воздействия органов публичного управления;
Утверждение на основе приведенных на первом этапе исследования приоритетных задач антикризисного управления регионом. На данной стадии крайне важно вовлечь в систему антикризисного управления всех заинтересованных субъектов, способных повлиять на оздоровление социально-экономической ситуации в регионе;
Выстраивание комплекса антикризисного управления регионом посредством объединения на законодательной основе и на основе программных документов региональных и муниципальных органов и предприятий для реализации цели и системного решения задач антикризисного управления. На этой стадии из обособленных элементов публичного управления посредством налаживания коммуникации формируется единый субъект реализации антикризисного управления;
Перманентный мониторинг эффективности системы реализации мероприятий по антикризисному управлению регионом и ее модернизации на основе полученных посредством мониторинга сведений. Названная стадия затрудняется тем обстоятельством, что финансовое состояние частных субъектов представляет собой коммерческую тайну, однако исследование может проводиться на основе официально сообщаемых субъектом сведений, например, в органы налоговой службы;
Формирование условий для перехода от антикризисного управления регионом к системе управления в стабильных экономических условиях посредством использования программно-целевого метода.
Модели развития антикризисного управления регионом
Практика реализации публичного управления в кризисных условиях позволяет выделить следующие модели развития антикризисного управления регионом:
- система антикризисного управления, ориентированная на регулирующую функцию рынка. Использование ограничительных мероприятий здесь осуществляется, как во время стабильной экономической ситуации, так и в период кризисных явлений;
- система антикризисного управления регионом, ориентированная на рынок в состоянии подъема и оперативной реакцией на возникновение кризисного явления, которая характеризуется системой чрезвычайных мер по выводу экономики из кризиса;
- система антикризисного управления регионом строится на прогнозировании кризисных явлений в рамках общей системы стратегического управления экономикой региона.
Последняя модель развития антикризисного управления регионом крайне важна для эффективного преодоления кризиса и последующего прогрессивного социально-экономического развития региона. Органы публичного управления регионом должны объективно оценивать перспективы развития кризисных процессов.
Эффективное прогнозирование в системе кризисного управления регионом должно выступать инструментом для качественный перестройки экономического сектора региона, создания благоприятной инвестиционной среды, формирования новых рабочих мест, внедрения инновационных прогрессивных мероприятий.
Обеспечение эффективности антикризисного управления регионом предполагает объединение усилий органов власти и частных хозяйствующих субъектов, в том числе обеспечивающих эффективную структуру, т.е. компании, осуществляющие страховые, аудиторские, консалтинговые и иные услуги, а такое население региона.
При этом в качестве желаемого результата антикризисного управления следует рассматривать переход к управлению в стабильных социально-экономических условиях, выступающих фундаментом для прогрессивного развития, – обеспечения экономического роста посредством инновационной модернизации, социального благосостояния населения.