Система предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде – это нормативно урегулированная система управленческих отношений, опосредующая применение информационных технологий для предоставления удаленного доступа гражданам и организациям к запросу, предоставлению и получению результатов государственных и муниципальных услуг.
Значение системы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде
В электронную форму перешли многие коммерческие услуги. Это связано с информатизацией общественных отношений. Необходимость повышения эффективности публичного управления обусловила внедрение информационных технологий в систему публичного управления. Граждане и организации, которые получили опыт электронного взаимодействия в коммерческой сфере, также были заинтересованы в получении государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Внедрение информационных технологий в систему публичного управления, кроме того, позволяет существенно экономить бюджетные средства.
Оказание электронных государственных и муниципальных услуг также делает прозрачной систему публичного управления и упрощает реализацию контрольных мероприятий в отношении их качества, в том числе в отношении сроков предоставления услуг, в отношении перечня запрашиваемых документов.
Необходимо отметить, что первые попытки перевода государственных и муниципальных услуг в электронной сферу начались еще в середине 2000-х гг. Сегодня посредством реализации государственных целевых программ развивается:
- электронное правительство;
- портал государственных и муниципальных услуг
- информационная система межведомственного взаимодействия;
- электронная система аутентификации и идентификации.
Кроме того, расширяется перечень услуг доступных в электронной форме.
Итак, к числу достоинств функционирования системы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме следует отнести:
- оперативность. Возможность удаленных запроса и получения результата услуги, а также электронного взаимодействия между органами публичного управления позволяет сократить временные затраты на предоставление услуги;
- сокращение перечня документов, которые необходимо представить лично заявителю для запроса услуги, поскольку электронное взаимодействие внутри системы публичного управления обеспечивает получение таких документов самостоятельно органом, предоставляющим услугу;
- мобильность. В электронной форме запросить и получить услугу территориально можно в любом месте, поскольку такой запрос осуществляется через сеть Интернет;
- отсутствие личных контактов между государственными служащими и заявителями сокращает бюрократические барьеры;
- наличие инструментов контроля у заявителя над процессом предоставления услуги: используя сервис личного кабинета, заявитель может отслеживать процесс рассмотрения его запроса.
Характеристика системы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде
Основу системы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде на современном этапе составляет единый портал предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, который предполагает следующие способы запроса и получения результата услуги в электронном виде:
- через региональные порталы оказания соответствующих услуг;
- на официальных сайтах органов и организаций публичного управления, которые предоставляют соответствующие услуги.
Система предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде опосредует систему общественных отношений по запросу, подготовке, направлению и получению результата услуги. Таким образом, система предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде охватывает следующие стадии:
- размещение полной информации относительно государственной и муниципальной услуги ответственным субъектом публичного управления в едином электронном реестре;
- информирование населения о процедуре предоставления государственной или муниципальной услуги в электронном виде;
- прием и регистрация запросов от населения в электронном виде. Электронный учет поступивших запросов и контроля их исполнения;
- идентификация заявителя;
- прием электронной оплаты за предоставление государственной или муниципальной услуги;
- направление запросов по подведомственности в рамках электронного документооборота;
- электронное взаимодействие между органами публичного управления для предоставления государственной или муниципальной услуги;
- направление результата государственной или муниципальной услуги.
Функционирование системы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде технически обеспечивается следующими электронными сервисами и ресурсами:
- информационная система реестра государственных и муниципальных услуг, посредством которой обеспечивается ведение в электронном виде реестра услуг;
- информационная система единого портала государственных и муниципальных услуг, посредством которой обеспечивается предоставление по запросу заинтересованного субъекта государственной или муниципальной услуги в электронном виде, а также обеспечивается доступ заявителя к информации относительно государственной или муниципальной услуги;
- электронная система аутентификации и идентификации заявителей в электронной инфраструктуре, которая обеспечивает взаимодействие информационных систем для предоставления государственной или муниципальной услуги в электронном виде. Названная система обеспечивает идентификацию заявителя для предоставления ему доступа к информационным ресурсам;
- информационная система удостоверяющего центра, функционирование которой обеспечивается полномочными субъектами исполнительной власти для обеспечения информационно-технологического взаимодействия информационных ресурсов в рамках системы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде.