Муниципальное управление в зарубежных странах – это специфический подход к организации муниципального управления в различных странах, учитывающий особенности исторического развития, права и государственного устройства отдельных стран.
Муниципальное управление признается важным уровнем управления практически во всех странах. К настоящему времени в мире сложилось несколько моделей управления муниципальными образованиями, отражающих специфику исторического развития и правового регулирования отдельных стран.
Анализ опыта муниципального управления в Соединенных Штатах Америки
Соединенные Штаты Америки применяют англосаксонскую модель муниципального управления. Сущность этой модели состоит в том, что функциональная нагрузка государственных и муниципальных органов управления разъединена и реализуется отдельными структурами власти.
Правовую базу осуществлении муниципального управления в Соединенных Штатах Америки полностью формируют отдельные штаты. В ведении штатов находится определение собственного административно-территориального устройства, формирование правовой базы функционирования органов муниципального управления. Конституции отдельных штатов могут закрепить за муниципалитетами право на гомруль, подразумевающее возможность осуществления решения вопросов, имеющих местную значимость, вне зависимости от вмешательства органов управления штатом.
Основу формирования органов муниципального управления в Соединенных Штатах составляет принцип выборности. Органы муниципального управления дополняются широким кругам должностных лиц, которые избираются населением для осуществления муниципального управления.
Материальную основу функционирования муниципального управления составляют соответствующие собственности и средства муниципальных бюджетов. Муниципальным органам управления в США предоставляется право установления и взимания местных налогов. Органы муниципального управления также наделены правом создания собственных нормативно-правовых актов.
Осуществление муниципального управления на территории США реализуется в пределах таких территориальных единиц как графства, тауншипы и города.
Состав компетенций органов муниципального управления определяется в Конституциях отдельных штатов и иных нормативных документах, принятых властями штатов.
Анализ особенностей организации муниципального управления в Германии
Германия представляет собой федеративное государство, состоящее из 16 земель, которые в свою очередь делятся на округа и районы. В соответствии с Конституцией Германии районы обладают одновременно статусом муниципальных образований и статусом низших органов государственного управления.
По мнению ряда ученых, районы выступают в качестве местных самоуправляющихся сообществ, союзов, входящих в состав общин, и совокупности территориальных служб земель.
Население района осуществляет выбор представительного органа, именуемого районным собранием. Исполнительная власть района различается по районам, как и ее взаимодействие с районным собранием. Районы не имеют конкретной компетенции. На районные власти возлагается ответственность за решение вопросов, определенных законодательством. Районные власти могут выступать в качестве субъектов оказания помощи социального характера, нести ответственность за дорожное строительство на территории района, содержать сберегательные кассы и медицинские учреждения. Также районные власти могут оказывать помощь общинным властям, если последние в ней нуждаются.
В качестве базового элемента местного самоуправления на территории Германии можно рассматривать коммуны. Германия не имеет федерального законодательства, регулирующего местное самоуправление. Вопросы правового регулирования местного самоуправления отданы землям.
Власть на территории коммуны или общины осуществляется общинным коммунальным советом, работающим на общественных началах. Совет наделен правом решения вопросов, имеющих местное значение. Часть полномочий совета передается муниципальной администрации для практического решения вопросов.
Анализ опыта муниципального управления во Франции
На территории Франции в качестве объектов муниципального управления рассматривают коммуны, департаменты и заморские территории.
Для управления такими объектами формируется выборные советы.
Единственной административно-территориальной единицей Франции, не имеющей отдельного государственного органа власти, является коммуны. Таким образом, мэр коммуны выполняет обязанности главного должностного лица муниципального управления и представляет государственную власть на территории коммуны.
Функции муниципального управления выполняются муниципальным советом, численность которого находится в прямой зависимости от численности населения коммуны.
На пост советника муниципального совета может претендовать любой налогоплательщик коммуны.
Муниципальный совет избирается на срок 6 лет. Выборная система является мажоритарной. Проведения выборов включает два тура.
Решения муниципального совета обладают силой при наличии на заседании 50% членов совета.
Муниципальные советы обладают полномочиями финансового характера, имущественного характера, городского строительства и обустройства территории коммуны.
Муниципальный совет осуществляет избрание мэра коммуны, его заместителей, а также формирование различных комиссий.
При этом мэр коммуны имеет возможность оказания влияния на решения муниципального совета. Муниципальный совет контролируется органами государственного управления.
Исполнительная власть на территории коммуны осуществляется муниципалитетом, являющимся исполнительным органом муниципального совета.
Для системы муниципального управления Франции характерен высокий уровень централизации, выражающийся в наличии государственных органов управления практически во всех территориальных единицах.