Административно-правовой механизм разработки и реализации государственной экологической политики – это совокупность нормативно-правовых актов и органов, ответственных за реализацию процесса выработки и воплощения в жизнь политики государства в сфере экологии.
Сущность и назначение государственной экологической политики
XX век ознаменовал появление нового объекта исследования в виде экологических проблем. Термин экологическая политика зародился в Соединенных Штатах Америки с подачи американского политолога Л.К. Колдуэлла.
Экологическая политика представляет собой деятельность, направленную на охрану и оздоровление природы, оптимальное использование и восстановление природных ресурсов, обеспечение безопасности для человечества в экологическом смысле, формирование гармонии и взаимоотношений человека и природы.
Экологическая политика представляет собой совокупность мер, реализуемых на национальном и международном уровне с целью обеспечения устойчивой экологической безопасности общественного развития.
Экологическую политику по уровню ее осуществления можно разделить на два вида:
- во-первых, глобальная экологическая политика, реализуемая на мировом уровне посредством объединения сил различных государств при выработке стратегии экологического развития мира и ликвидации последствий различных экологических катастроф;
- во-вторых, государственная экологическая политика, реализуемая на национальном уровне отдельными государствами. В последнем случае государство разрабатывает меры политического, экономического, юридического и иного характера, для их реализации с целью управления экологией и обеспечения оптимальности потребления природных ресурсов на территории государства.
Нормативно-правовая база разработки и реализации экологической политики
Нормативно-правовую основу для осуществления государственной экологической политики в России формирует Экологическая доктрина государства, которая устанавливает следующие принципы:
- приоритетность для общества функции биосферы жизни обеспечивающего характера по отношению к потреблению природных ресурсов;
- устойчивость развития, обусловленная одинаковым вниманием к социальным, экологическим и экономическим аспектам развития общества;
- устранение проблем негативного характера в сфере экологии, обусловленных действием хозяйственной деятельности человека;
- распределение прибыли от использования природных ресурсов на справедливой основе;
- отказ от проектов, последствия реализации которых непредсказуемы для окружающей среды;
- платное природопользование и обеспечение механизма компенсации гражданами нанесенных природной среде убытков;
- гласность и открытость информации в сфере экологии;
- участие населения, органов государственного и муниципального управления, представителей делового сообщества в деятельности по подготовке, обсуждению, принятию и реализации решений в сфере охраны природной среды и оптимального природопользования.
Согласно российской Конституции полномочиями формирование внешней и внутренней политики государства обладает Президент Российской Федерации, при этом Правительство формируют единую государственную политику в сфере экологии.
В российском праве особое место в сфере экологического регулирования занимает концепция государственной экологической политики России, направленная на обеспечение рационального и бережного использования и охраны природных ресурсов, реализации прав будущих и настоящих поколений населения страны на благоприятные условия обитания, формирование основы для перехода к устойчивому развитию и обеспечению экологической безопасности страны.
Характеристика административной системы выработки и реализации экологической политики
Административная система управления экологическая сферой в Российской Федерации имеет несколько уровней, основанных на принципе федерализма, а также разграничении предметов ведения между центральной властью и региональным управлением.
На федеральном уровне выработка и реализация государственной политики в сфере экологии осуществляется Государственным экологическим управлением. Также в принятии решений экологического характера на государственном уровне участвует Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, выступающее в качестве федерального органа исполнительной власти, осуществляющего деятельность с целью реализации функции выработки государственной политики и нормативного регулирования использования, воспроизводства и охраны ресурсов природы.
На Министерство природных ресурсов и экологии возлагается осуществление координации и контроля функционирования подведомственных ему федеральных служб, курирующих использование природных ресурсов.
Состав администрации, осуществляющей экологическую политику, включает в себя следующие органы:
- Росприроднадзор, осуществляющий контрольно-надзорную деятельность в сфере природопользования, охраны окружающей среды в части негативных техногенных воздействий, обращения с отходами и экологической экспертизы;
- Роснедра, осуществляющие оказание государственных услуг и управление государственной собственностью в сфере недропользования;
- Росводресурсы, осуществляющие оказание государственных услуг и управление федеральной собственностью в виде водных ресурсов;
- Федеральное агентство лесного хозяйства, осуществляющее оказание государственных услуг и управлению федеральной собственности в виде лесных ресурсов;
- Росгидромет, осуществляющий оказания государственных услуг в сфере гидрометеорологии и мониторинга природной среды, ее загрязнения, государственный надзор проведения работ, воздействующих на геофизические и метеорологические процессы.
Административные органы призваны обеспечивать рациональное использование природных ресурсов, минимизировать негативное воздействие хозяйствующих субъектов и граждан на экологию.