Административно-правовая защита прав ребенка в РФ – это реализация мер, направленных на обеспечение законных прав и интересов ребенка, соответствующими органами власти.
Состав прав детей, требующих защиты
Государство обеспечивает охрану несовершеннолетних детей, которые наделены следующими правами:
- право на жизнь и воспитание в семье;
- право на общение с родителями и иными родственниками;
- право защищать свои права;
- право на выражение своего мнения;
- право на фамилию, имя и отчество;
- право на изменение фамилии и имени;
- право на имущество;
- право на медицинское обслуживание;
- право на получение образования и так далее.
Современное общество часто сталкивается с нарушением прав ребенка. В качестве нарушителей выступают родителей, государство, сверстники и так далее.
Семейное законодательство Российской Федерации утверждает право несовершеннолетних детей на защиту от злоупотреблений со стороны родителей. Родители выступают одним из главных субъектов, обеспечивающих защиту законных интересов и прав несовершеннолетних детей. Помимо этого, семейное законодательство признает защитниками прав детей органы попечительства и опеки, прокуратуру, суд.
В соответствии с уголовным законодательством предусмотрена уголовная ответственность за невыполнение обязанностей по воспитанию детей, при условии, что это деяние совмещено с жестоким обращением с несовершеннолетними детьми. Выражением жестокого обращения с несовершеннолетними детьми является:
- во-первых, не предоставление питания;
- во-вторых, оставление в запертом помещении одного ребенка на длительное время;
- в-третьих, систематическое унижение достоинства ребенка;
- в-четвертых, издевательства;
- в-пятых, нанесение побоев.
Основание для привлечения к уголовной ответственности является жестокое обращение с детьми, а также покушение на их половую неприкосновенность.
Административный порядок обеспечения защиты прав детей
Административный порядок защиты прав ребенка реализуются прокуратурой, органами внутренних дел, органами попечительства и опеки.
В распоряжении прокуратуры при административной защите прав ребенка находятся следующие способы:
- во-первых, предъявление исков, направленных на решение родительских прав, ограничение родительских прав, отмену усыновления;
- во-вторых, предъявление органам попечительства и опеки, суду заявлений, требующих восстановления нарушенных прав ребенка;
- в-третьих, непосредственное участие в судебном рассмотрении дел, направленных на обеспечение защиты прав ребенка;
- в-четвертых, внесение предостережений о недопустимости нарушения прав ребенка в будущем, а также представлений об устранении нарушений законодательства;
- в-пятых, опротестование актов иных административных органов, которые имеют прямое отношение к защите прав ребенка.
Органы внутренних дел являются участниками принудительного исполнения решений, направленных на отбирание детей, розыск лиц, которые уклоняются от исполнения судебных решений по спорам, связанным с нарушением процесса воспитания детей. Помимо этого, органы внутренних дел ведут профилактическую работу в индивидуальном порядке со следующими категориями населения:
- семьями, которые допускает нарушение прав ребенка;
- родителями, которые не обеспечивают надлежащее исполнение или не исполняют свои обязанности по воспитанию, содержанию или обучению несовершеннолетних детей.
Также органы внутренних дел принимают участие в выявлении фактов, подтверждающих нарушение прав детей в семьях. При необходимости органы внутренних дел подготавливают дела по ограничению или лишению родительских прав.
Также к обеспечению защиты прав ребенка в административном порядке привлекаются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Эти комиссии:
- предъявляют в органы суда иски, направленные на ограничение или лишение родительских прав;
- осуществляют меры, направленные на защиту и восстановление законных прав и интересов ребенка;
- выявляют и устраняют условия и причины, которые способствуют безнадзорности и беспризорности детей;
- при необходимости организуют контроль за условиями обучения, воспитания, содержания детей;
- подготавливают материалы, которые представляются в суд по вопросом защиты прав детей в семье.
Органы попечительства и опеки выполняют следующие функции:
- во-первых, выявление детей, которые остались без попечения родителей, ведение их учета и избрание формы устройства в зависимости от обстоятельств конкретного дела;
- во-вторых, осуществление последующего контроля за условиями воспитания, содержания и образования детей, которые остались без попечения родителей.
Также на органы попечительства и опеки возлагается исполнение следующих обязанностей:
- во-первых, предъявление исков, направленных на ограничение или лишение родительских прав;
- во-вторых, выполнение роли ответчика в делах, направленных на восстановление родительских прав, отмену ограничений и родительских прав;
- в-третьих, которые связаны с установлением усыновления, его отменой;
- в-четвертых, выдача заключений по спорам, которые связаны с воспитанием детей в семье;
- в-пятых, участие в исполнении судебных решений по делам которые связаны с воспитанием детей.
Проблемы обеспечения административно-правовой защиты прав детей
Одной из наиболее значимых проблем административно-правовой защиты прав детей является невозможность самостоятельного требования такой защиты со стороны детей. Многие дети замалчивают имеющиеся проблемы, а равнодушие со стороны взрослых, которые связаны с этими детьми, не позволяет им добиться защиты их законных прав и интересов. Также к числу значимых проблем административно-правовой защиты детей является ограниченное количество специалистов, охраняющих детство. Так, органы попечительства и опеки, как правило, в большинстве случаев располагает единственным специалистом, выполняющим работу по защите прав детей. Как результат, внимание уделяется только неотложным случаям, выражаясь в представительстве интересов несовершеннолетних детей, подготовке заключений по запросам суда и так далее.
Существующие проблемы отрицательно сказываются на возможности обеспечения административно-правовой защиты прав детей в должной мере.