На сегодняшний день гостиничный бизнес – это одна из самых перспективных и быстроразвивающихся отраслей, которая приносит огромные прибыли. Гостиничный бизнес в качестве подотрасли туристического бизнеса несет в себе огромный потенциал для отечественного рынка, и способен приносить устойчивый доход для федерального бюджета. Ежегодно возрастает число гостиниц и отелей в России и за рубежом.
Из-за жесткой конкуренции на рынке гостиничных услуг менеджерам приходится использовать различные PR-акции и неординарные маркетинговые идеи. Кроме того, масштабы реализации PR деятельности в гостиничном бизнесе в России значительно меньше, чем за рубежом.
Прежде, чем начинать рассуждать о PR в гостиничном бизнесе, нужно отметить, что редко речь идет о деятельности специально выделенных отделов по связи с общественностью. Обычно в отелях имеется отдел маркетинга и рекламы, занимающийся позиционированием предоставляемых услуг.
Основная задача PR заключается в налаживании взаимопонимания, выстраивании положительного отношения и завоевании доверия клиентов к предложениям предприятий гостинично-туристического бизнеса на длительную перспективу. В данном случае речь идет о формировании положительного имиджа в глазах общественности, о хорошей репутации и уважения к отелю.
PR и реклама: основное отличие
Крайне важно различать рекламу и PR. Когда речь идет о печати проспектов, а также о размещении плакатов на улицах и заметок в прессе, то во всех этих случаях имеются ввиду рекламные мероприятия. Информация рекламной службы, которая является профессионально и объективно подобранной, обязана способствовать росту прибыли и загрузки.
PR - мероприятия, с одной стороны, призваны повышать интерес клиента к предложениям отеля. С другой же стороны, посредством обратной связи с клиентом предложение услуг должно быть приведено в соответствие с имеющимся на рынке спросом.
Часто основной целью и смыслом всех мероприятий по PR на практике является улучшение репутации и рост популярности предприятия. Это будет служить основным целям, то есть, будет влиять на получение дополнительных клиентов из числа «прохожих», не всегда совпадая с задачами открытой рекламы.
Средства PR
Любая профессиональная работа по PR гостиничного предприятия начинается с предоставлении аудитории надежной информации, в состав которой входят следующие сведения:
- Типы и число номеров, перечень их особенностей.
- Время работы бара и ресторана.
- Название, вместимость и технические характеристики конференц-залов и банкетных залов.
- Возможность проведения досуга.
- Возможность занятий спортом для клиентов.
- Стоянка для машин.
- Описание местоположения отеля с указанием маршрута от вокзала и аэропорта.
- Специализация ресторана.
- Художественные и архитектурные достопримечательности.
- Характеристика ключевых руководителей.
- Фотографии, способные проиллюстрировать возможности отеля в сфере услуг и пр.
Данная информация должна постоянно дополняться, исправляться и наполняться новым содержанием, которое отражает события, что происходят в отеле.
Девиз PR звучит, как: «Паблик рилейшнз начинаются с человека». Он свидетельствует о том, что, с одной стороны, связи с общественностью начинаются с информированности и мотивированности сотрудников, с другой же – с постоянного и обязательного контроля качества, а также коррекции предложений отелей, в зависимости от изменения спроса. На практике, с целью улучшения производственных отношений в коллективе предприятия гостинично-ресторанного бизнеса принято использовать следующие PR средства:
- Проведение опроса сотрудников, наряду с исследованием и оценкой их мнений о гостинице.
- Персональные характеристики.
- Ориентиры для новых работников.
- Отрегулированные предложения.
- День открытых дверей.
- Программы проведения свободного времени.
- Семинары, направленные на повышение квалификации и справочная литература.
- Приобщение сотрудников к процессам планирования и проведения PR-мероприятий.
- Проведение совместных коллективных мероприятий, например, юбилеев и экскурсий.
- Сообщение в прессе с упоминанием лучших сотрудников отеля.
- Участие в кулинарных соревнованиях.
Мероприятия по PR внутри предприятия направлены на достижение следующих целей:
- Создать положительные РR отношения среди служащих отеля.
- Установить доверие и взаимопонимание в отношениях менеджера и сотрудников.
PR вне отеля предполагает поддержку и улучшение представления касательно гостиничного предприятия (его имидж) через контроль общественных отношений, которые ориентированы в целом на то, чтобы управлять человеческим фактором.
Общественная работа в отелях и ресторанах подразумевает установление отношений с потенциальными клиентами, туристскими партнерами, СМИ, государственными структурами, инвесторами, поставщиками, конкурентами, союзами, а также ассоциациями. Такой тип работы обеспечивается в долгосрочной перспективе мерами по созданию PR - системы. Это значит, что формируется положительный имидж отеля, который включает в себя положительную оценку со стороны клиентов и общественности его значимости, престижа, репутации, а также известности, на долгосрочную перспективу.
Работа с прессой и СМИ
PR — это не просто отношения с прессой. Журналисты не входят в число внештатных сотрудников гостиничных и ресторанных предприятий. Это говорит о наличии проблем со взаимоотношениями с представителями СМИ.
Существует ряд правил и рекомендаций по работе с прессой:
- Ознакомиться с журналистами, редакторами, а также репортерами изданий, читатели которых входят в целевую аудиторию гостиницы.
- Познакомиться с редакторами и ответственными лицами местных теле и радиостанций.
- Исходить из того, что СМИ заинтересованы в новостях, а не в рекламных текстах об отеле.
- Продумать, какие темы и публикации подходят для конкретного круга читателей.
- В процессе контактов с редакциями и прессой важно акцентировать внимание на том, что соответствует общим интересам СМИ и отелей.