В условиях современной экономики, которая формируется под воздействием процессов глобализации политического, экономического, социального и культурного пространств, международный туризм – это одна из самых высокодоходных и динамично развивающихся сфер.
Экскурсия представляет собой одну из главных форм организации туристической деятельности. В силу своего разнообразия экскурсии позволяют применять для организации туров большое количество ресурсов, начиная с археологических памятников, заканчивая новейшими архитектурными сооружениями. Популярность экскурсий связана с тем, что они активно применяются всеми туристическими компаниями во всем мире. При этом на экскурсионный туризм возложены такие функции, как:
- Культурологическая функция.
- Образовательная функция.
Любая экскурсия – это услуга.
Понятие услуг
Услуга представляет собой процесс или действие, предлагаемые одной из сторон другой. В процессе оказания услуги обычно применяются материальные объекты, однако, выполнение действий не носит осязаемый характер и обычно не приводит к получению права собственности на полученные услуги.
Услуга представляет собой один из видов экономической деятельности, которая создает ценность и обеспечивает ряд преимуществ для потребителей в конкретном месте и в конкретное время, в результате осязаемых или неосязаемых действий.
Сущность экскурсионной деятельности
Экскурсия – это наглядный процесс познания окружающего мира, а также процесс знакомства с особенностями истории, быта, природы, а также с достопримечательностями конкретного города или региона. Само по себе слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио», что переводится, как «поездка, вылазка». В русском языке оно стало активно применяться, начиная с XIX века.
В современном понимании экскурсия представляет собой методически продуманный показ достопримечательностей, памятников культуры и истории, в основе которого – анализ объектов, находящихся перед глазами экскурсантов, вкупе с умелым рассказом о событиях, что связаны с ним.
Существует несколько определений экскурсии.
Экскурсия представляет собой туристическую услугу, которая обеспечивает удовлетворение духовных, эстетических, информационных потребностей туристов (в соответствии с ГОСТ Р 50690-94 «Туристские услуги»).
Экскурсия представлена процессом наглядного познания окружающего мира, в ходе которого исследуются особенности природы, исторические и современные ситуации, элементы быта, достопримечательности конкретного города или региона. Все избранные объекты, изучаемые на месте их расположения, отбираются заранее.
Экскурсия представлена тематическим маршрутом, построенным для посещения достопримечательных объектов и местностей. Она является идеальным вариантом продвижения гостиничных продуктов.
Функция экскурсионной деятельности
На экскурсию возложены следующие функции:
- информационная функция,
- функция расширения познания и кругозора,
- функция организации культурного досуга, отдыха, общения.
Экскурсия обладает рядом признаков:
- Продолжительность проведения. Может длиться от 1 академического часа до нескольких суток.
- Наличие экскурсовода.
- Наличие экскурсантов. Услуга предоставляется для одного человека или для группы людей.
- Наличие конкретной темы.
- Целенаправленность показа объектов и рассказа экскурсовода.
- Передвижение участников экскурсии по маршруту, составленному заранее.
У каждой экскурсии должна иметься строго определенная тема. Именно она становится предметом рассказа и показа. Формулировка темы – это краткое концентрированное изложение основного содержания экскурсии.
Такие аспекты, как подготовка новой темы и подготовка содержания экскурсии, представляют собой длительный трудовой процесс коллектива творческих работников. В качестве особенности каждой экскурсионной темы является то, что тесно связана с объектами показа и материалом, насыщающим ее содержание. Материал подается в таком объеме, который может быть усвоен экскурсантами во время демонстрации этих объектов.
Теме отведена решающая роль в объединении внешне разрозненных частей экскурсии в единое целое. За счет темы определяется то, как именно будет показан объект, какая часть информации будет использована в конкретном случае, что именно можно показать.
Выдержанность тематики экскурсии играет существенную роль. Показ и рассказ должны «работать» на главную тему экскурсии.
Основные требования к тематике включают в себя:
- актуальность темы,
- разносторонность,
- логическая завершенность и целостность,
- соответствие запросам экскурсантов.
В структуру экскурсионного обслуживания в качестве гостиничного продукта входят:
- Вступление, которое состоит из двух частей: организационной и информационной.
- Основная часть. Содержание ее построено на сочетании показа конкретных экскурсионных объектов и рассказа о них. Данная часть состоит их нескольких подтем, которые объединены общей темой. Для показа следует отбирать объекты, способные раскрыть содержание темы.
- Заключение. Эта часть обычно занимает от 5 до 7 минут. В составе заключения две части: итоги основного содержания экскурсии, а также информирование о других проводимых экскурсиях, способных расширить и углубить тему.
Композиция экскурсии включает в себя:
- позитивность,
- расположение,
- соотношение подтем,
- основные вопросы,
- вступление,
- заключительная часть.
Разработка экскурсий осуществляется согласно классификационным признакам.
Классификацией экскурсией выступает их распределение на однородные группы согласно присущим данным группам признакам. Сюда относят:
- Состав участников.
- Содержание экскурсии.
- Место проведения.
- Тема.
- Способ передвижения.
- Цикличность.
- Форма проведения.
Таким образом, на сегодняшний день существенно возрос интерес к внутреннему туризму, «душой» которого выступают экскурсии. При этом перед экскурсоводами поставлена задача тщательного осмысления всех функций, возложенных на данный процесс. При этом в своей деятельности им нужно применять принципы дифференцированного подхода.